Как называются липецкие истребители. Пилотажная группа "Соколы России": состав, история демонстраций

Долгое время понятия «ребенок» не существовало. Появилось оно только в период Нового времени. Вплотную заняться воспитанием детей человечество и вовсе решило только в начале XX столетия. Удивителен тот факт, что созданные в то время для потомства вещи по большей части напоминают какие-то странные орудия.

1. «Буратино»

Одна из важнейших частей в воспитании маленького ребенка – это прививание навыка хождения. Абсолютное большинство родителей делает это вручную. А вот один швейцарский инженер в начале прошлого века придумал устройство, которое позволяло управлять ногами младенца со стороны при помощи деревянных палок.

2. Клеймо для малыша

Определенно, никто не хочет получить в родильном доме не своего ребенка. Для того, чтобы избежать любых непонятных ситуаций в 1930-е в США, в Нью-Йорке использовались специальные аппараты для клеймения детей. Знак различия устанавливался на ногу или ягодицу малыша при помощи специальной лампы. Процедура эта была болезненная. Немного.

3. Воздушный манеж

Всем детям нужен свежий воздух! Но как быть, если нет сил, чтобы выйти на улицу, а еще столько всего нужно сделать дома? Ответ на этот вопрос нашли в начале прошлого века в Европе. Там родителям предлагали устанавливать на окна специальные «воздушные манежи». Удивительно, что ни одного несчастного случая с таким манежем так и не было зарегистрировано.

4. Долой коляски

Когда ребенок сидит в коляске, то передвигаться можно только пешком. Швейцарский изобретатель Эмиль Эберль в прошлом веке предложил любопытную альтернативу для детских колясок. Ей стала детская коляска, устанавливающаяся на руль велосипеда. Конструкция не самая надежная и устойчивая, зато очень удобная!

5. Сигнализация для младенца

В 1930-е годы по США прокатилась настоящая волна детских похищений. На фоне этих событий бизнесмен Чарльз Ротенберг смог разработать и успешно реализовать на рынке проект колясочной сигнализации. Если кто-то пытался достать ребенка из коляски при включённой системе, гаджет начинал издавать страшнейший шум.

6. Клетка-качалка

Американский изобретатель Шелдон Д. Вандербург и отец троих детей чувствовал себя после работы (как и большинство семейных людей) абсолютно измученным. Для того, чтобы упростить уход за детьми, американец придумал специальную клетку-качалку. Выглядит дико, зато дети никуда не расползаются!

7. Детский противогаз

Думаете, что только в США создают странные вещи? В 1938 году во Франции был создан первый в истории противогаз для младенцев. На самом деле это был настоящий воздушный мешок с резиновой помпой и специальным фильтром. Широкого распространения данное изобретение, впрочем, так и не получило.

8. Дорожный «усмиритель»

Как и все порядочные граждане, Калеб М. Пратер ненавидел детей, которые кричат в общественном транспорте. В какой-то момент ему окончательно надели младенцы в поездах и инженер создал специальную трубу с вентиляцией, куда можно было положить орущего ребенка, дабы заглушить его крики.

9. «Китайский манеж»

В Китае изобрели огромное количество интересных вещей, однако долгое время не могли додуматься до «гуманного» манежа для маленьких детей. Вместо них для обуздания малолетних использовали вот такие вытянутые бочки. Принцип действия устройства пугающе прост: ребенок просто вставлялся по подмышки в бочку и висел. Внутри было достаточно места для того, чтобы младенец мог возможность испражняться. Внутри также было небольшое отделение для углей, чтобы подогревать воздух в бочке в холодное время года.

Герб Липецкого авиацентра


Липецкий авиационный центр - структурное формирование ВВС России, осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Официальное полное наименование - 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.

Официальное сокращённое наименование: ГЦ ПАП ВИ МО РФ

В обиходе используется название: Липецкий авиационный центр или Липецкий авиацентр

Адрес: аэродром «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка.

На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27, Су-34, Су-30, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка.

Из истории Липецкого авиацентра:

История авиашкол в Липецке до 1960 г.:

  • В 1916 г. в Липецке появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран».
  • В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота армии "красных", в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала. Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.
  • В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков
  • 1924 г. - школа была закрыта, так и не успев организоваться.
  • После заключённого 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Рапалльского договора советское руководство разрешило организацию в России объектов для испытания запрещенной Версальским договором военной техники и обучения военных кадров, немецкое руководство обещало, в свою очередь, содействовать экспорту немецкого технического опыта для развития оборонной промышленности Советской России.
  • Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» («Вогру») полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.
  • Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта.
  • Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923 - 1925 годах.
  • 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5 - 6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.
  • Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.
  • При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д..
  • За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.
  • В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться.
  • Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими европейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность.
  • 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.
  • С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ), в 1938 году переформирована в Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования.
  • С июня 1937 - по август 1939 гг. - начальником школы был Эрнст Шахт , Герой Советского Союза
  • После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый - с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй - с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки (ныне - гражданский аэропорт «Липецк»).

История авиационного центра в Липецке (с 1960 г.):

  • 4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года.
  • 1954 -1960 гг. - располагался в Воронеже.
  • В 1960 г. - центр был переведён в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.
  • Из воспоминаний И. Б. Качоровского: "К 1960 г. в Воронеже удалось решить квартирный вопрос, люди обосновались капитально с надеждой после увольнения из армии остаться жить в прекрасном городе, при хорошей квартире. В Липецке же свободного жилья не имелось, так как уволенные офицеры остались жить в своих квартирах. Командование настояло на своем и переселение состоялось. В результате, те, кто не уволился, а остался служить, в течение трех лет работали в Липецке, а жили в Воронеже. Каждую субботу мы из Липецка ехали в Воронеж, а в понедельник возвращались в Липецк. Первый год нам выделяли автобус, а потом ездили на междугородном такси. Начальник Центра Куманичкин остался жить в Воронеже. В это время с начальником произошло несчастье, искалечившее его дальнейшую жизнь. Генерал нырнул с берега в речку Усманка, место оказалось мелким, результат - перелом двух шейных позвонков. Затем - паралич, многомесячное лечение. Заслуженного боевого генерала, с которым произошло несчастье, вывели за штат, а на его место назначили другого человека, которому поставили задачу перевести во что бы то ни стало всех офицеров, живущих в Воронеже, в Липецк."
  • В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 космонавтов.
  • После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет вооружённых сил значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.
  • В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу.
  • 22 апреля 2004 г. - авиацентр посетили президент России В. Путин и премьер-министр Италии С. Берлускони.
  • 3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.
  • Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.
  • На 2008 год в 968 иисап действуют четыре авиаэскадрильи: 1-я истребительная авиаэскадрилья (Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-27СМ), 2-я истребительная авиаэскадрилья (МиГ-29), 3-я бомбардировочная авиаэскадрилья (Су-24М), 4-я штурмовая авиаэскадрилья (Су-25)
  • В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2.
  • В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл 344 Центр подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок Тверской области.
  • В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отражает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолётов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спецобмундирования, макеты самолётов и вертолётов, а также памятные подарки авиацентру.
  • После войны авиацентру передали четыре дома на улице Игнатьева - № 31, № 36, № 38 и № 40, в которых ранее размещалась немецкая школа.

Нынешний год стал юбилейным для летчиков Липецка . Отсчет истории военной авиации города начался 100 лет назад - 4 ноября 1918 года, когда на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», пилотируемый Иосифом Башко . Со времен гражданской войны городская окраина постепенно превратилась в один из крупнейших аэроузлов России .

С 1925-го по 1933 год под Липецком располагалась немецкая авиационная школа, реорганизованная в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Сотрудничеством с Германией занимался особо секретный аппарат. Штаб значился в секретных документах как «часть А5», где немцы успели испытать больше 30 видов самолетов, авиационное вооружение и оборудование. Эти годы обросли массой слухов, порой даже совсем фантастических, вплоть до испытаний «летающих тарелок».

ЛЕТНАЯ ШКОЛА ВЫУЧИЛА БОЛЕЕ 300 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В 1934-м в Липецке организовали Высшую летно-тактическую школу ВВС РККА. Обучение в ней прошли тысячи авиационных командиров, в том числе свыше трехсот Героев Советского Союза. Уже в Великую Отечественную под Липецком базировались десятки авиачастей и соединений.

В начале войны главной задачей стало формирование маршевых авиаполков. С 1 июля 1941-го по 28 июня 1942 года Центр отправил на фронт 33 маршевых полка, - рассказал «КП » заведующий историко-мемориальным комплексом Липецкого авиацентра Павел Рухлин. - В Липецке и его окрестностях (населенные пункты Венера и Сокол) базировался 591-й истребительный авиаполк. В его составе было три эскадрильи на самолетах МиГ-3, И-152 и И-16. За 1941-й полк сбил 20 самолетов противника, уничтожил около 3, 5 тысячи его солдат, сыграв важную роль в освобождении Ельца и обороне Москвы .

И вот с 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В. П. Чкалова - известный ныне Липецкий авиацентр. С момента основания здесь освоили свыше 40 типов самолетов и беспилотников. В их числе первые реактивные Ил-28 МиГ-15 и все последующие серийные самолеты, а также беспилотные разведчики «Стриж», «Рейс» и «Крыло». В 1960-м в Центре создали учебный отдел, где подготовили более 60 тысяч офицеров различных специальностей.

ЖЕРТВОВАЛИ СОБОЙ, СПАСАЯ ЖИЗНИ ДРУГИХ

В Центре прошли службу 33 Героя Советского Союза и России. Липецкие авиаторы не раз проявляли мужество в критических ситуациях во время полетов. Летчики Кривенков , Шерстобитов, Захаров и Новоселов пожертвовали собой, спасая жизни другим. За мужество и героизм при исполнении воинского долга звание Героя России посмертно получили генерал-майор авиации Суламбек Осканов, который ценой жизни увел неисправный самолет от населенного пункта, и погибший в Сирии подполковник Олег Пешков .

В авиацентре чтят память героев. На их примере воспитывают подрастающее поколение. Подтверждением тому - открытие 14 июля Аллеи героической славы Липецкого авиацентра, - отметил Павел Рухлин.

Личный состав авиацентра участвовал в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне. В 1992 году липецкие летчики совершили первый в истории фронтовой авиации перелет в США на самолетах Су-27. Центр многократно участвовал в авиакосмических салонах «МАКС», где летчики на боевых самолетах Су-27, Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж.

Летный и инженерно-технический состав авиацентра участвует в международном военно-техническом форуме «Армия», в Международной выставке вооружения и военной техники, в крупных международных и российских учениях. Нередко Центр становится базой для совместных учений ВВС России и других стран.

«СО ВРЕМЕНЕМ РОМАНТИКА УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН»

При выборе профессии летчика кого-то влечет техника, кого-то - романтика, - говорит начальник авиацентра генерал-лейтенант Юрий Сушков. - В процессе освоения профессии человек понимает, что она требует постоянной работы над собой, постоянного роста мастерства, кругозора, физических и психологических возможностей. Со временем романтика уходит на второй план, а удовлетворение приносит постоянное совершенствование в освоении авиатехники, выполнение сложных задач.

Сейчас в Центре испытывают боевые возможности истребителей и бомбардировщиков МиГ-29, МиГ-31, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-30СМ и Су-35. В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. В состав Центра входят пилотажные группы «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи» - визитная карточка ВВС России. Много лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации.

В настоящее время Липецкий авиа-центр занимается усовершенствованием боевой подготовки, исследованием боевых возможностей самолетов, а также переучиванием летного и инженерно-технического состава. В распоряжении летчиков есть комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

В компьютерных классах совершенно другая методика преподавания, - поясняет начальник центральных офицерских курсов Липецкого авиацентра полковник Павел Пацевич . - И теорию, и практику можно осваивать наглядно, в одном классе, что сокращает длительность подготовки.

ДОСТОЙНО ПРОДОЛЖАТЬ ТРАДИЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

С сентября 2016-го начальником Центра является генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков. Военный летчик-снайпер участвовал в боевых действиях в Афганистане , в 2000 году с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина , в 2007-м получил степень кандидата технических наук. Награжден орденами Красной Звезды, «За службу в Вооруженных силах» III степени, медалью Нестерова , а также медалями Министерства обороны. Заслуженный военный летчик является одним из основателей пилотажной группы «Соколы России», в которой летал с 1991-го по 2010 год.

Сегодняшние липецкие авиаторы достойно продолжают традиции, заложенные старшим поколением, - отметил генерал-лейтенант. - Сейчас перед Центром стоят две основные задачи. Первая - подготовка авиационных специалистов строевых частей на новую и модернизированную авиационную технику. Вторая - это исследование боевых возможностей авиакомплексов оперативно-тактической авиации, поступающих в войска по программе перевооружения, с последующим написанием методических рекомендаций для летного состава строевых частей. Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов, всех действующих летчиков, штурманов, инженеров, техников, специалистов связи и тыла, а также всех липчан со 100-летием военной авиации Липецка. Желаю здоровья, успехов в службе и процветания нашему городу.

О нынешней задаче Центра хорошо говорит его девиз: «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать!». Напомним, что накануне в честь векового юбилея на грандиозное авиашоу в Липецк слетелись все пилотажные группы России.

День Военно-воздушных сил отмечают в России 12 августа. Накануне профессионального праздника ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиационного центра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о секретах мастерства самой «боевой» российской группы высшего пилотажа, дружбе «Соколов» с французским полком «Нормандия-Неман», а также требованиях к летчикам ВВС и перспективах создания в России женской пилотажной группы.

— Александр, как появилась группа и почему ей дали именно такое название — "Соколы России"?

— Липецкий авиацентр долго не хотел признавать, что в нем существует авиационная группа высшего пилотажа, потому что Центр занимается изучением вопроса боевого применения. Мы начали заниматься пилотажем потому, что определенная часть летчиков достигла совершенства и вышла на уровень, когда они уже могли делать то, что вы видите сейчас. Мы начали заниматься этим достаточно давно, просто сначала не было названия, было просто звено летного состава. А когда одной из задач Липецкого авиацентра стала демонстрация возможностей авиатехники, решили, хотя это было достаточно поздно, в 2006 году, что надо обзавестись названием. Как оно родилось? Сокол - стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики.

— Какие именно самолеты сейчас используются группой и сколько их? Сколько летчиков Липецкого авиацентра входят в группу высшего пилотажа?

— Техника, которая должна поступать на вооружение Военно-воздушных сил России, сначала приходит в Липецкий авиацентр, мы ее облетываем, отрабатываем технику пилотирования, навигацию, боевое применение. Группа существует на базе 1-й авиационной эскадрильи, которая летает на самолетах типа Су-27 (многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения - прим ред). А Су-27 имеет множество модификаций - Су-27С, Су-27П, Су-27М, потом у нас появились самолеты Су-30 в первом виде, а далее — Су-27СМ модернизированные, и финишными самолетами стали Су-30СМ и Су-35, которые пришли совсем недавно.

В группу входит наша шестерка на Су-27, два летчика на МиГ-29, группа Су-25. В группе Су-25 полковник Александр Котов, который выполняет одиночный пилотаж. Кроме того, Су-25 сейчас широко применяют для демонстрации дымов в виде российского флага.

— Сколько сейчас летчиков осваивает самолет Су-30СМ?

— На нем у нас в Центре летает сейчас около 12 летчиков. Исследуем вопросы сверхманевренности и групповой слетанности, а также приступили к сложному высшему пилотажу. Из пилотажной группы все летчики летают - Харчевский (генерал Александр Харчевский - начальник Центра и командир авиагруппы - прим. ред.), я, майор Дмитрий Заев, подполковники Юрий Спрядышев и Александр Сорокин и другие. У нас, к сожалению, только четыре самолета Су-30СМ, пришли совсем недавно, мы на них делаем только первые шаги, изучаем. Кроме того, они постоянно на каких-то доработках и модернизации, поэтому все четыре самолета в группу поставить и летать на них «ромбом» нам еще не удавалось.

— В каких преимущественно сочетаниях на демонстрационных полетах «Соколы России» выполняют пилотаж?

— Шестеркой летаем, но крайне редко, хотя все показы, где мы были недавно - Нижний Тагил, Армавир, Краснодар, - везде начинали с шестерки, потом командир (Александр Харчевский - прим. ред.) показывал одиночный пилотаж, и основная программа выполнялась четверкой.

— А как обстоят дела с введением Су-35 (реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++)? Будут ли эти истребители участвовать в показах пилотажной группы "Соколы России"?

— Самолет предназначен абсолютно не для этого, впрочем, как и Су-30СМ. Это прежде всего боевые самолеты, а летчиков Липецкого авиацентра отличает от Центра показа авиационной техники в Кубинке (база пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» — прим. ред.) то, что там летчики занимаются исключительно пилотажем, демонстрацией возможностей самолета и летают по плану боевой подготовки, а задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов.

— Да, это так - мы принимаем участие во всех учениях, которые проводятся. В летную смену мы выполним полет-тренировку в составе четверки или шестерки, а второй-третий полет уже летим на полигон или на воздушные бои, готовим молодежь. У нас постоянные командировки для обучения летчиков других авиационных баз.

— К летчикам ВВС предъявляют очень серьезные требования — от физического характера до психологического. Что нужно, чтобы попасть на летную службу в Липецкий авиационный центр и стать частью группы "Соколы России"? Как идет отбор?

— Когда я попал в Липецкий авиацентр, это было в 1990 году, были очень определенные требования - летчик, старший летчик или командир звена, здесь все летчики были в должности командира звена. Летного состава в эскадрильях было ограниченное количество человек, он определялся не ниже второго класса. Это было при структуре ВВС, который был тогда.

В конце 90-х стали урезать налет из-за нехватки керосина, и начало прорыва было уже в 2000-е годы — в это время в Центр пошел молодой летный состав. С той поры этой планки, которая была раньше, не существует. Летчики могут прийти к нам и из училища. Сначала ребята отбирались с очень хорошей теоретической подготовкой - отличники или медалисты, эта традиция продолжается: при наличии вакансий могут и лейтенанта взять. А дальше уже мы вступаем в работу. Были примеры, что лейтенант с отличием окончил училище, летал на МиГ-29, а здесь не потянул. Может, потому что здесь более серьезные виды подготовки, происходит некая фильтрация летного состава, когда он достигает определенного мастерства, мы смотрим, потянет ли этот летчик полеты в полетных порядках.

Прежде чем рассматривать профессиональные качества летчика, естественно, мы смотрим, что этот летчик представляет из себя как человек. Если у него скверный характер, он ненадежный товарищ, то с ним летать в группе, где интервал и дистанция три метра, не хотелось бы. Человек, который в воздухе может принять самостоятельное решение и не подчиниться воле ведущего, который берет в полетах всю ответственность на себя, в группе не желателен.

— В ближайшее время состав группы "Соколы России" расширять не планируете?

— Мы этим постоянно занимаемся. Наша группа достаточно возрастная - средний возраст летчиков группы 45-50 лет, поэтому мы постоянно занимаемся подбором кандидатов. Те, кого уже отобрали, совершенствуются. Но так как мы не Центр показа, то занимаемся не только этим, есть масса других задач. Сейчас четыре наших летчика сидят на учениях на другом аэродроме, мы остались без простых самолетов, технический состав буквально разрывается.

— Есть люди, которые считают, что пилотажники — это пустая трата бюджетных денег.

— Я вас уверяю, что если сейчас пару из пилотажной группы "Соколы России" определить в участники конкурса воздушной выучки "Авиадартс", шансов не было бы ни у кого.

Три года по решению экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Краснодарское летное училище не набирало курсантов, а сейчас набирает, но конкурс меньше двух человек на место. Наша беда в том, что у нас нет какой-то информационной программы, заинтересовывающей молодых людей в службе в армии и тем более в авиации. Сейчас наиболее престижные профессии - это юристы и банкиры - земные люди.
Выполнение демонстрационных полетов играют большую роль. Был у нас недавно показ в Оренбурге, после полетов людей пустили на экспозицию, двое молодых людей подошли, посмотрели и говорят: "Какой я дурак был, что не пошел в летное училище".

Это никакие не бюджетные деньги. А любая демонстрация - это лишняя тренировка. Есть коммерческие показы со стороны устроителей - всевозможные выставки вооружения. Они платят министерству обороны за то, что мы участвуем.

— Есть ли у Липецкого авиацентра доход от участия "Соколов" в этих коммерческих проектах?

— Ни Липецкий авиацентр, ни летчики пилотажной группы с этих показов не имеют ни копейки. Мы люди государевы, мы выполняем приказы верховного главнокомандующего и министра обороны. Они в праве отправить нас куда угодно. Деньги все мы зарабатываем в этом случае для министерства обороны.

— В чем "фишка", главная особенность группы "Соколы России", позволяющая не путать вас с "Русскими Витязями" и "Стрижами"?

— Если брать пилотаж четверки, я не вижу в исполнении "Витязей" восходящих фигур с поворотами, петель с поворотами, петель с поворотами на восходящей и нисходящей части. Основное отличие - это то, что мы демонстрируем элементы воздушного боя. Наша особенная черта — это то, что липецкие летчики летают на всех модификациях самолетов.

— "Витязи" и "Стрижи" гораздо более раскручены, чем вы? С чем это связано?

— Мы с ними в дружеских отношениях, ни в коем случае нет никаких проблем. Раскрученность их в чем-то определяется близостью Москвы. Центр показа авиационной техники в Кубинке - это развитая инфраструктуры и структура аэродрома, специально покрашенные самолеты (мы свои покрасили в начале двухтысячных и то немногие), демонстрационная база, здание командно-диспетчерского пункта и смотровая вышка для гостей, ангар для демонстрации техники. В советские времена, когда Кубинка начинала свое существование, два-три показа в неделю они проводили для иностранных представителей. Все иностранные делегации, которые приезжали с визитами в Россию, обязательным пунктом программы посещали Кубинку. Дальше шли уже международные показы.

У них штатно существует группа высшего пилотажа, у нас такого нет. В структуре Центра в Кубинке был специальный отдел, который занимался связями с общественностью, пропагандой.

А мы, как структура обычной боевой части, ничего этого не имели.

— По какому принципу делятся между пилотажниками мероприятия, на которых вы выступаете: куда летят "Витязи", куда — "Стрижи", куда — "Соколы"?

— Для этого в управлении авиации есть специальный человек, который занимается этими показами. Планируются мероприятия по показам внутри страны и за рубежом. Иностранные государства, как правило, присылают свои заявки, а там уже решают в управлении авиации Главного штаба ВВС, куда пойдет какая группа. Но, как правило, за рубеж идут "Витязи", немного "Стрижи" в силу того, что на МиГ-29 лететь куда-то проблематично. А полеты вдоль Тамбовской губернии все отдаются нам.

— Вы летаете за границу? Не возникает ли трудностей из-за вашего "боевого" имиджа? "Витязей", например, сейчас боятся пускать на авиашоу в Швейцарию из-за того, что в характеристике написано, что они способны на боевое применение.

— Нет, абсолютно. Мы бываем с дружественными визитами, перегоняли технику в Китай. Во Франции у нас дружеские отношения с полком "Нормандия-Неман" с 1993-1994 года развиваются, они прилетали к нам неоднократно, приглашали нас на открытие памятника полку "Нормандия-Неман" в Ле Бурже. Был у нас визит в Норвегию. Это все по плану военно-технического сотрудничества.

В ближайшее время, кстати, будут проводиться международные учения "Индра-2014" Индия-Россия. Первый этап в конце августа — начале сентября будет проводиться на базе Липецка, а второй этап — в ноябре, на базе Индии. Мы туда полетим, но не на своих самолетах, а там летаем на самолетах принимающей стороны. Будем летать совместными экипажами. Здесь они будут летать на наших самолетах Су-30СМ - впереди сядет русский летчик, сзади - индус. А в ноябре все наоборот.

— Не поступало ли вам предложение обучать высшему пилотажу летчиков новой пилотажной группы "Крылья Тавриды" на учебно-боевых Як-130? Их учат "Стрижи", хотя вы территориально гораздо ближе.

— Поступало предложение, этот вопрос очень долго муссировался. Буквально на следующий день после указа главнокомандующего о создании на базе Борисоглебска пилотажной группы на самолетах Як-130 замначальника ВУНЦа (Военно-воздушной академии - прим. ред.) позвонил нам и попросил оказать борисоглебским летчикам помощь по вопросам проведения юридических и практических мероприятий для создания пилотажной группы. И подумать, как их научить летать.

Рассматривался вопрос, что несколько наших летчиков должны были переучиться на Як-130 и потом научить их. Но в силу вступили доводы о том, что Кубинку собираются пересаживать на Як-130. Уже несколько лет она обсуждалась. Поэтому целесообразнее было тех летчиков, которых в будущем планируют пересадить на эти самолеты, и поставить для обучения борисоглебцев. Но теперь, раз пилотажная группа на Як-130 будет создана в Борисоглебске, вряд ли будут кубинцев пересаживать.

— Кстати, об обучении и боевой подготовке — каждую неделю из Украины идут сводки, что ополченцы сбили очередной Су-25 украинских ВВС. Это плохая подготовка летчиков или очень меткие ополченцы?

— Дело в том, что меткости там особо не надо, все выполняет ракета. Шансов у экипажа практически нет. Вспомним Афганистан - борьба за "Стингера" (ПЗРК "Стингер" — прим. ред.), наше правительство тогда хотело их получить, потому что безумное количество самолетов и вертолетов сбивали именно этими ПЗРК. Здесь вступила в силу тактика, летчики, осмыслив ее, подняли высоты, "Стингер" может достичь высоты в 3-4 километра, они стали летать выше и бросать бомбы, не снижаясь, и перестали попадать в зону действий этих ПЗРК. А на Украине это явно непрофессионализм их пилотов.

— Как вы считаете, есть ли шанс в России создать женскую пилотажную группу? Взялись бы за такую задачу?

— Нет, никак. Я несколько отрицательно отношусь к женщинам-летчицам. Разве только Светлана Капанина — это уникум, она одна на всю планету - шестикратная мировая чемпионка.

Был момент, когда с подачи командующего и министра обороны у нас прошли курс обучения девушки. Но сколько мы ни смотрели, понимали, что женщине лучше заниматься какой-нибудь женской профессией.

Чтобы создать пилотажную группу, летчику нужно полетать не менее 6-7 лет.

— На каких мероприятиях до конца этого года мы сможем увидеть "Соколов России"?

— На День ВВС к нам в Липецк приезжает главнокомандующий, мы исполняем показательные полеты, а 13 августа стартуем в Комсомольск-на-Амуре. Летим туда на военно-транспортных самолетах, а там будем летать на самолетах Домнинского полка (Забайкалье). Там будет юбилей авиазавода, 16-17 августа мы принимаем участие в полетах по случаю этих торжеств.

— Как отметите День Военно-воздушных сил?

— Мы отметим его дома, на своей липецкой земле, полетами в честь Дня ВВС, потом соберемся, вспомним всех наших ребят.

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Липецкий авиацентр История Липецкого авиацентра


19.04.2013 (12:21)

Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова (Липецкий авиацентр)

1 января 1949 г. - сформирован 4 Учебный центр истребительной авиации (войсковая часть 62632), место дислокации п. Разбойщина Ворошиловского района Саратовской области. Основание: директива Генерального штаба от 24 сентября 1948 г. № орг /5/94613.

1 марта 1953 г. - на базе Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков-офицеров ВВС и 4 Учебного центра истребительной авиации сформирован 4 Центр боевого применения ВВС. Основанием для этого стала директива Военного Министра Союза ССР от 3 февраля 1953 г. № орг/5/567814, директива главнокомандующего ВВС Советской Армии от 27 февраля 1953 года № 135556, а местом его дислокации был определен город Тамбов.

С 1954 года Центр размещался в г. Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в г. Липецк и было преобразовано в Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. В 2011 году ему присвоено наименование Государственного ордена Ленина Краснознамённого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова. В 2009 году в его состав вошёл Центр показа авиационной техники имени И.П. Кожедуба (Кубинка), а с 2011 по 2013 годы под его управлением находились центры боевой подготовки дальней, армейской и военно-транспортной авиации.

Центр является специальным лётно-методическим, исследовательским и учебным соединением, предназначенным для разработки и развития способов боевого применения военной авиации, обучения и переучивания личного состава на существующие и поступающие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения.

В Центре освоено свыше сорока основных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В их числе реактивные первенцы Ил-28, МиГ-15 и все последующие серийные самолёты фронтовой авиации, а также беспилотные средства разведки типа «Стриж», «Рейс», «Крыло». В 1960 году в Центре был создан учебный отдел, в котором прошли подготовку более 60 тысяч офицеров различных специальностей. На новую авиационную технику в Центре переучились 11 лётчиков-космонавтов СССР.

В Центре проходили службу тридцать три Героя Советского Союза и Российской Федерации. За заслуги в освоении авиационной техники звания «Заслуженный военный лётчик (штурман)», «Заслуженный военный специалист», «Заслуженный работник связи» удостоены 56 человек. За большой вклад в научную разработку проблем боевого применения авиационных комплексов и средств поражения сорок военнослужащих получили учёную степень кандидата наук.

За время существования Центра было проведено более 50 исследовательских ЛТУ и выполнено более двух тысяч научно-исследовательских работ.

На протяжении всей своей истории Центр успешно выполнял задачи, поставленные руководством Министерства обороны и ВВС. Личный состав принимал участие в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне в 1954 году, показывал боевые возможности фронтовых бомбардировщиков Су- 24 на учениях «Весна - 75», в числе первых осваивал в 80- е годы самолёты 4- ого поколения Су- 27 и МиГ-29 и разрабатывал методические документы для их эксплуатации в строевых частях, в 1992 году совершили первый в истории фронтовой авиации перелёт в США на самолётах Су-27, в 1995 году летчики провели 36 учебных воздушных боя с пилотами ЮАР и во всех одержали победу.

Авиацентр участвовал в авиакосмических салонах «МАКС-2007», «МАКС-2009», «МАКС-2011» ,«МАКС-2013» и «МАКС-2015», где лётчики на боевых самолётах Су-27, Су-30СМ, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж. В 2006 и 2010 годах Центр принимал инспекторов государств - участников ОБСЕ.

В 2006, 2008, 2009 2011, 2013 и 2015 годах Центр участвовал в Международной выставке вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле, 9 мая 2008, 2009, 2010, 2013, 2014, 2015 2016 годов в воздушном параде над Красной площадью в честь дня Победы в Великой Отечественной войне. В 2012 году 57 экипажей оперативно-тактической, армейской и транспортной авиации участвовали в воздушном празднике «Общее небо», посвященном 100-летию ВВС России.

Авиацентр участник крупных международных и российских учений таких как «Рубеж-2005», коллективных сил безопасности стран СНГ, «Центр-2008», «Взаимодействие-2008» , «Запад-2009», «Восток-2010», «Щит Союза-2011». «Запад-2013». Центр явился базой для проведения совместных учений ВВС России и Франции в 2013 году, ВВС России и Индии «Авиаиндра-2014», а также Всероссийского и Международного конкурса летных экипажей «Авиадартс-2014»и «Авиадартс-2015»

Лётная профессия предъявляет высочайшие требования к моральным качествам, физическим возможностям и профессиональным навыкам человека. Липецкие авиаторы неоднократно проявляли мужество в критических ситуациях возникавших во время полётов. Лётчики Л.А. Кривенков и С.М. Шерстобитов, Е.И. Захаров и В.И. Новосёлов пожертвовали собой спасая жизни другим. За мужество и героизм проявленные при исполнении воинского долга звания Героя Российской Федерации были удостоены (посмертно) генерал-майор авиации С.С. Осканов и подполковник О. А. Пешков.

Символом славной авиационной истории является памятник на площади Авиаторов - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19. Надпись на его постаменте гласит: «Монумент установлен в августе 1969 года в честь подвигов воинов-лётчиков местного гарнизона в годы гражданской, Великой Отечественной войн и в память о расположении в городе Липецке эскадрильи имени В.И. Ленина».

Сегодня Центр является основной базой исследования боевых возможностей самолётов , Су-30СМ и Су-35 с последующим внедрением в практику ВВС наработок, полученных в ходе лётных экспериментов. Находящиеся в его составе пилотажные группы , и - это визитная карточка ВВС России. На протяжении многих лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации, маневренные возможности отечественных истребителей и мастерство летчиков.

В настоящее время основные усилия личного состава Центра направлены на повышение интенсивности боевой подготовки, увеличение налёта, дальнейшее исследование боевых возможностей стоящих на вооружении самолётов, переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей.

В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. Постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Сейчас в распоряжении слушателей и преподавателей Центральных офицерских курсов имеются учебные компьютерные классы, автоматизированные рабочие места, комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

С сентября 2016 года начальником Центра является заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук генерал-майор Сушков Юрий Александрович.

История и современность Центра сформулированы в девизе: «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!»

Идет получение информации...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.