Конспект открытого занятия по технологии ситуация. Конспект занятия по художественно эстетическому развитию "Узорных дел мастера" (разработан на основании деятельностного метода Л.Г

Барынина Ирина
Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе

Тема : «Почему желтеют листья?» (познавательная)

Возрастная группа : подготовительная к школе(6-7лет)

Цель :

1) Развивать представления детей о признаках осени.

2) Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

3) Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

4)Закрепить знания о форме листьев, значении их для дерева.

5) В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

6)Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

Упражнять в умении делать аппликацию из листьев.

Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Ход образовательной ситуации:

Играет музыка леса….

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что мы сейчас отправимся в лес.

Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Воспитатель : Правильно мы попали в осенний лес (слайд - лес) .

Давайте послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» ).

Актуализация знаний и умений.

-Представьте : шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев.

Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад? (ответы детей) .

Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Воспитатель : какие приметы осени вы знаете?

-Дети : птицы улетают в теплые края; часто идут дожди, пасмурно, холодно; люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки) ; осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее; с деревьев опадают листья, начинается листопад.

Воспитатель : Молодцы!

До сильных морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Листья начинают желтеть (слайд-жёлтый лист) .

А вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву и как они падают? А хотели бы узнать? (ответы детей)

Открытие нового знания.

1)Исследование строения листа с помощью лупы.

Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод : У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество (слайд-зелёный лист) .

2) Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Оно называется – хлорофилл. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений) . С приходом осени становится холоднее, всё меньше воды поступает в листья, меньше солнечного света, зелёное вещество- хлорофилл перестаёт вырабатываться и листья меняют окраску.

Физкультминутка.

«Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели (Побежали)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели (Побежали)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам) .

3) Как наступает листопад? (слайд- листопад) .

Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Дети берут лупу и рассматривают черешок.

Вывод : осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки (слайд) .

4) Игра «Как листья опадают» .

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте

Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте : быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Включение нового знания в систему знаний и умений.

Коллективная аппликация «Ранняя осень» .

Перед детьми лежат листочки разных цветов и изображения деревьев без листьев.

Куда вы приклеите зелёные листья? (на дерево)

Почему? (потому что его черешок ещё крепко крепится к ветке)

А куда вы приклеите жёлтые и красные листья? (на землю, в воздух, изображая листопад) .

Почему? (жёлтые листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки).

Осмысление.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Где вы сегодня побывали?

– Что полезное сделали и узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они хорошо прогулялись по осеннему лесу, побывали настоящими исследователями, научились ставить настоящие опыты и узнали, как устроен лист, почему он желтеет и опадает осенью.

Публикации по теме:

Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Рисование медведя» Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно – эстетическому развитию в средней группе по теме «Рисование медведя» Выполнила:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием игровой технологии «В поисках Золотого ключика» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе в технологии «Ситуация» тренировочного типа «Подарок для Максима» Составила воспитатель.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в технологии «Ситуация» в старшей группе «Ярмарка расписных игрушек» Тип ситуации: открытие нового знания. Тема: «Ярмарка расписных игрушек» Цель: формировать умение расписывать объёмную форму элементами дымковской.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на основе технологии «Ситуация». Ф. И. О. педагога Слепченко Евгения Анатольевн Дошкольная организация МБДОУ Д/С 7 «Ивушка» Тема: «Число 10» (Познавательное развитие) Возрастная.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» Цель: развитие связной речи Задачи: - учить детей целенаправленному, последовательному рассматриванию отдельных эпизодов картины; -развивать.

Конспект занятия в старшей группе с использованием технологии Воскобовича «Как у паучка появился парашют». Цель: создание условий для развития умения придумывать, конструировать и называть контуры предметов, рассказывать о них; выкладывать контур.

Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе «Незнайка в гостях у ребят. ПДД» Конспект занятия в технологии «Ситуация» старшей группы

Конспект образовательной деятельности

детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода

Л. Г. Петерсон воспитателя СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 Хазовой Елены Геннадьевны.

Тема: Зимние развлечения.

Цель: закрепление знания детей о свойствах снега.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: презентация с летними и зимними пейзажами; презентация с летними и зимними развлечениями, поднос со снегом.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

− Ребята! Вы помните лето?

− Какая была погода летом?

− В какие игры вы любили играть летом?

− А сейчас какое время года?

− Ребята Незнайка живет в Цветочном городе, где всегда лето. Он никогда не видел зимы. Поможем Незнайке узнать о зиме и зимних развлечениях?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»

Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей
прилагательными: холодная, снежная, морозная;

существительными: снегопад.

Дети встали вокруг стола, на котором разложены картинки.

Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).

Зимой много снега. Значит, зима какая? (Снежная).

Если зимой стоят морозы, то зима какая? (Морозная).

Как называется явление природы, когда на землю падает много – много снежинок? (Снегопад).

2.2. Игра: «Выбери картинку»

Дидактические задачи: продолжить обогащать словарь детей новыми словами. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.

Ребята, вам надо по очереди подойти к доске и выбрать картинку, которая относятся к зиме. Внимательно посмотрите и нажмите на понравившуюся картинку. Расскажите, в какие игры можно играть зимой.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Без чего зимы не бывает?»

Дидактические задачи:

1 . создать мотивационную ситуацию для упражнения;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети стоят около стола.

Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?

Ответы детей: без снега.

Правильно, без снега. Придумайте про снег свою загадку.

Дети предлагают свои варианты. Выслушиваю все.

− Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.

− А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега).

Физкультминутка:

Рано утром в парк ходили, (ходьба на месте)

Там снеговика лепили. (махи руками)

А потом с горы катились, (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились. (прыжки)

В Таню кинули снежком, (произвольные движения)

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой! (возвращаемся на места)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра: «Без чего не бывает зимы?»

Дидактические задачи:

1. закреплять представления о признаках зимы, свойствах снега.

2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.

4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом. Воспитатель предлагает детям потрогать снег.

Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:

Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,

Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

− Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.

− Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Придумай рассказ по картинке о снеге ».

Дидактические задачи: формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Ребенок подходит к интерактивной доске выбирает картинку с зимними пейзажами и придумывает небольшой рассказ.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. А теперь ребята вы можете составить загадку о снеге?

− А почему? (потому, что узнали свойства снега)

− Что нового вы сегодня узнали?

− Кому смогли помочь?

Вы придумали очень интересные истории, вспомнили свойства снега и помогли Незнайке узнать, что такое зима и зимние развлечения.


НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе по теме

«Подарок для медвежонка»

ст.Ленинградская

2015

Тема: «Подарок для медвежонка»

Образовательные задачи:

  • формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда;
  • расширять представления детей о жизни пчел;
  • развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
  • воспитывать положительное отношение к профессии пчеловода; коммуникативные способности детей;
  • развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы специалисту.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

иллюстрации животных (заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова, пчела, медвежонок); лист-образец с изображением банок мёда, рядом этикеток, рядом соцветий растений, изображение ульев и гнезда пчел на дереве.

Раздаточный материал:

для каждого воспитанника: изображения банок с мёдом разного вида, этикетки,

для группы (групп воспитанников) блюдца с мёдом разного вида, гречневая крупа, соцветия липы, полевые цветы, семечки (нежареные), изображения горшочков с мёдом, корзина

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель

формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда

Новое знание

существует разные виды мёда

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел, о полезном для человека продукте жизнедеятельности пчел – мёде и его свойствах. Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобетания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Причина затруднения

Не знаем, как (по каким признакам) определить разновидности видов мёда

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

Узнать, как определить разновидности мёда

Ход методической ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Дети собираются около воспитателя.

  • Любите ли вы ходить в гости?
  • Почему вам это нравится?
  • К кому вы ходите в гости?

Воспитатель рассказывает, что детей пригласил в гости медвежонок.

  • Ходят ли в гости с пустыми руками?
  • А чем мы можем порадовать медвежонка?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что порадовать медвежонка лучше всего мёдом, потому что мишки-сладкоежки.

  • Наш медвежонок любит майский мёд. Где можно взять мёд?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что мёд лучше всего взять на пасеке у доброй госпожи Пчёлки.

Хотите сходить на пасеку к госпоже Пчёлке и купить у неё в подарок для нашего медвежонка – майский мёд?

Сможете?

  1. Актуализация знаний

Игра «Расскажи обо мне»

Дидактические задачи:

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел.

Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены животные: заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова.

Ребята, на полянке нас встречают животные, попробуйте их разделить на три группы. Как называются животные первой (второй, третьей) групп. (звери, птицы, насекомые).

А была ли среди животных госпожа Пчела? По каким признакам из всех животных мы узнаём пчелу? (по цвету и форме брюшка)

Посмотрите, она вышла нас встречать.

К какому классу относится животное пчела? (пчела – это насекомое)

Почему? (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).

Дидактическая игра «Подскажи тропинку»

Дидактические задачи:

Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобитания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Пчёлка просит нас с вами провести её к своему дому – на пасеку, а перед нами две тропинки: одна тропинка ведет направо к ульям, а другая – налево - к деревьям с пчелиными гнездами. Как узнать, куда нам идти? (дети отвечают, что идти надо направо, так как ульи – домики домашних пчел, а пасека – место, где расположены ульи. Деревья с пчелиными гнездами – дома для диких пчел, эти дома находятся в лесу)

Физкультминутка.

Цель: организовать активный отдых детей.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая игра «Наклей этикетку»

Дидактические задачи:

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

тренировать мыслительные операции: развивать мышление, речь

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что госпожа Пчела предлагает нам несколько банок мёда, а этикетки от банок потерялись.

Пчелка просит нас помочь ей наклеить этикетки на банки.

Воспитатель предлагает детям наклеить этикетки на банки с мёдом

Дети садятся за столы. Перед каждым из них лежат изображения банок с медом различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого и этикетки с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Хотите помочь госпоже Пчеле?

− Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить этикетки возле банок. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.

В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

Пчелка сомневается, ей кажется, что у нее этикетки были расположены по-другому.

Фиксация затруднения

− Смогли мы помочь госпоже Пчёлке наклеить этикетки на банки с мёдом?

Причина затруднения

Почему не смогли ? (Потому что пока не знаем, по каким признакам различать виды мёда).

Цель деятельности по преодолению затруднения

Значит, что нам надо узнать? (Узнать, как определить разновидности мёда).

Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии)

  1. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

формировать представление детей о том, что существуют разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

тренировать умение проверки по образцу.

Ситуация «Консультация пчеловода»

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» − проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является разведение пчел, называется пчеловодом или пасечником .

Дети вместе с воспитателем «набирают номер пчеловода» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно отличить один вид мёда от другого?

Пчеловод рассказывает, что разновидности мёда зависят от того места, где пчелы собирали сладкий нектар: цветы липы дают пчелам липовый мёд, называемый ещё майским, цветы полевые – цветочный, цветы гречихи – гречишный, цветы подсолнечника дают пчелам нектар для создания подсолнечниковый. Виды мёда отличаются друг от друга цветом, запахом, густотой.

Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Липовый мед (майский, обычно самый первый мед) – светло-желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы, круглый год жидкий, можно свободно перелить из банки в банку.

Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Цветочный пахнет полевыми цветами, летом – он очень светлый, почти белый, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара).

Пчеловод говорит о том, что вышлет правильный вариант расположения этикеток по электронной почте.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Наклей этикетку» (продолжение)

Дидактические задачи: развивать внимание, речь, закрепить умение определять разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

Воспитатель предлагает воспитанникам настоящий мед в блюдцах, гречневую крупу, цветки липы, полевые цветы, семечки.

Дети раскладывают банки возле блюдец с медом по цвету, затем по густоте определяют липовый мед (проверяют по запаху, цвету), а потом по запаху гречневой крупы, семечек и полевых цветов, густоте определяют разновидности меда, наклеивают этикетки.

Пчеловод по электронной почте присылает правильное расположение этикеток на банках. Воспитатель на глазах воспитанников распечатывает и вешает на доску. Дети сверяют сою работу с образцом.

Банки отдают госпоже Пчеле, которая ставит их на витрину.

Дидактическая игра «Оформители»

Дидактические задачи: закрепить умение определять разновидности мёда на примере липового мёда.

Какой мёд нужен нам для подарка медвежонку? (Майский или липовый).

Давайте оформим корзину с подарком для медвежонка. (детям предоставляются картинки с изображением горшочков с мёдом без этикеток, нужно выбрать подходящий горшочек (по цвету), наклеить этикетку и положить в корзину соцветия липы).

Приходят к медвежонку и дарят подарок: корзину с горшочком мёда.

  1. Осмысление

Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? (мы побывали на пасеке, помогли госпоже Пчелке наклеить этикетки на банки с мёдом, смогли оформить подарок для медвежонка, чтобы прийти к нему в гости)

Какие новые знания и умения дали нам возможность подготовить подарок для медвежонка? (знания о том, по каким признакам определять разновидности мёда)

ПРИМЕЧАНИЕ

Этап «включение в систему знаний» можно продолжить и во второй половине дня. Можно поиграть с детьми в группе или во время прогулки в подвижные игры.

Подвижная игра «На полянке»

На ковре разбросаны небольшие жёлтые шарики по числу детей (нектар), на другой стороне группы расставлены «банки» различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого с этикетками с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Воспитатель предлагает детям превратиться в пчел, полетать на полянках, собрать нектар и принести его в банку, на которой этикетки той или иной разновидности мёда в зависимости от того, на какой полянке находятся пчёлки.

Воспитатель называет (показывает соцветие, крупу) растения, произрастающие на полянке.

Этап «включение в систему знаний» можно дополнить (заменить) на составление памятки для госпожи Пчелки, в которой воспитанники занесут в таблицу способы распознания разновидностей мёда: по запаху, цвету, густоте. А затем проверить по образцу, присланному пчеловодом по электронной почте.


Сценарий образовательной ситуации

Ф.И.О. педагога: Блинова Ольга Алексеевна, инструктор по физической культуре.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область: «Физическое развитие»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «Зайчонок заблудился»

Цель: ознакомление детей с новым видом упражнений: «Метание предметов вдаль правой и левой рукой»

Задачи.

Образовательные.

1.Учить бросать мешочки (шишки) вдаль правой и левой рукой.

2. Совершенствовать умение детей ходьбе в колонне, выполняя задания воспитателя

(высоко поднимая ноги, обходить предметы «змейкой»); навыки выполнения ОРУ.

3. Закреплять умение в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности; умение перешагивание через бруски.

Развивающие.

Развивать основные физические качества: ловкость, координацию, выносливость, равновесие; потребность в двигательной активности; положительную эмоциональную реакцию на двигательную активность.

Воспитывающие.

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения друг с другом, желание помогать попавшим в трудную ситуацию.

Логическая основа образовательной ситуации:

1.Основная образовательная цель. Научиться метанию вдаль правой и левой рукой.

  1. Новое знание = детское открытие - умение метать правой и левой рукой вдаль.
  2. Какие понятия способы действия необходимо актуализировать - различные виды ходьбы, упражнения в сохранении равновесия, перешагивание через бруски.

4.Причина затруднения детей - незнание способа метания правой и левой рукой вдаль.

  1. Цель деятельности детей по преодолению затруднения - научиться метать правой и левой рукой вдаль.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: игрушка зайчонка, мамы - зайчихи, домик, корзинка с морковкой

Раздаточные: листочки разноцветные, мешочки для метания.

Оборудование: доска шириной 20 см, бруски для перешагивания, веревка, стойки, мягкие модули.

Звуковое оформление: фонограмма «плач», музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Цель. Мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети входят в зал, инструктор по физической культуре собирает вокруг себя.

Ребята, а вы были в лесу? (Да)

А кто живет в лесу? (заяц, лиса медведь, белка и т. д.)

Ребята, я слышу, что кто - то плачет, а вы слышите? (Да)

Давайте поищем, кто плачет? (Давайте)

Становитесь за мной, идти надо тихо, чтобы не напугать.

Ходьба друг за другом в колонне по одному.

Идут и находят зайчика.

Здравствуй зайчонок! Ребята и вы поздоровайтесь с зайчиком. Зайчонок почему ты один так далеко ушел от мамы? Зайка мне рассказал, что в лесу стало трудно добывать еду. А сорока по всему лесу растрещала, что на огороде много морковки, капусты растет. Вот зайчонок и решил за овощами сбегать.

Ребята, а разве можно одному в такой дальний путь отправляться? (Нет)

И никому об этом не сказав, разрешения не спросив? (Так нельзя)

Правильно так нельзя. Зайчиха - мама места себе не находит тебя зайчонок ищет. Беги скорее домой в лес. Как ты не знаешь дорогу домой?

Ребята поможем зайчонку найти дорогу в лес? (Да)

А вы сможете? (Да)

2. Актуализация знаний

Цель. А ктуализировать умения выполнять разные виды ходьбы на носках, «змейкой», бег в колонне, выполнять ОРУ.

Ребята, так как мы идем к зайчихе - маме, а в гости принято ходит с гостинцами, я думаю, вы не будите возражать, если мы возьмем корзину с морковкой? (Да)

Становитесь все за мной.

Ходьба друг за другом.

Дорожка становиться уже.

Ходьба на носках.

Далеко убежал зайчонок, долго идти. Чем ближе к лесу, тем больше деревьев. А мы их обойдем и березку, и дуб, сосну.

Ходьба «змейкой».

Что на дорожке лежит.

Вы не видите? (Нет)

Пойдемте быстрее, посмотрим что там.

Бег друг за другом. Обычная ходьба. Упражнение на восстановление дыхания.

Ребята, да это же ветер листочки на тропинку разбросал. Давайте покажем, зайчонку как мы умеем с листочками играть.

Вы согласны? (Да)

Комплекс ОРУ с листочками.

Покажем свои листочки.

И.п.: ноги вместе, руки с листочком внизу.

1 — поднять руки с листочком вверх, потянуться, посмотреть на листик;

2— и. п. (5 раз)

Листик шалунишка.

И.п.: ноги на ширине ступни, руки за спиной, листик в правой руке.

1 —руки с листочком через стороны вверх;

2— вернуться в и. п., переложить листик в другую руку. (5 раз)

Листик достань наши ножки.

И.п.: ноги на ширине плеч, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон к правой ноге, коснуться листочком;

2— и. п. (6 раз)

Спрячем листик.

И.п.: сидя ноги врозь, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон вперед положить листик, сдвинуть ноги;

2— и. п. Нет листика

3 -раздвинуть ноги, наклониться и взять листик.

4 - и. п. Вот он.

Присядем с листиком

1 — присесть листик вперед;

2— и. п. (4раза)

Попрыгаем с листиком.

И.п.: о. с., листик в согнутых руках у груди.

Прыжки на двух с поворотом ногах вокруг себя. В чередовании с ходьбой на месте. Подуем на листик. Какие молодцы ребятки, листику понравилось с нами играть, но пора в путь. Нужно спешить, а то станет скоро темно, и мы не сможем найти зайчика домик, а чтобы не сорить в лесу соберем листики в корзину.

Ходьба друг за другом.

3. Затруднение в ситуации

Цель. Организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Что будем делать? (Попробуем бросить)

Попробуйте, получилось? (Нет)

А почему не получилось? (Потому что мы не умеем высоко бросать через ветку)

(Потому что это упражнение незнакомо, мы его никогда не делали)

4. Открытие нового знания

Цель. Освоение упражнения «Метание на дальность правой и левой рукой», формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин, создание ситуации успеха.

А что нужно сделать, чтобы научиться бросать? (Нужно попросить того кто умеет, показать и научить как бросать)

Я с вами согласна для того чтобы научиться бросать высоко нужно чтобы показал

Тот, кто умеет.

Метание на дальность правой и левой рукой мешочков через шнур.

Возьмите шишку в правую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В правую руку.

Правую ногу - назад. Молодец Саша, правую ногу не сильно далеко назад.

Отведите правую руку назад и бросьте. Двигается только кисть, в локте руку не сгибаем. Молодцы!

При возникновении у детей индивидуальных затруднений инструктор по физической культуре помогает принять правильное исходное положение, комментирует во время выполнения упражнения действия детей.

Возьмите шишку в левую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В левую руку.

Левую ногу - назад. Молодец Лиза, левая рука прямая.

Отведите левую руку назад и бросьте. Молодцы вы постарались! Правильно принимали исходное положение (позу). Замах был сильный.

Теперь я могу быть уверена, что вы сможете сами правильно выполнить это упражнение.

ВЫВОД: - Чтобы получился бросок, надо стать правильно (принять правильное исходное положение или позу) и сильно замахнуться, руку при этом не сгибать.

5. Включение в систему знаний.

Цель: закрепление умения выполнять упражнение «метание правой и левой рукой на дальность»; создание ситуация успеха в совместной деятельности; совершенствование знакомых двигательных навыков.

Впереди поваленное дерево идите осторожно, руки в стороны. Молодец, Оля, голову не опускает, спина прямая.

Ходьба по прямой ограниченной дорожке, руки в стороны.

Да ветер наделал.… Всю дорожку завалил ветками, теперь придется переступать через них. Переходите аккуратно, не останавливайтесь, высоко поднимайте колени.

Ходьба с перешагиванием через бруски.

Молодец Ксюша, Ваня, Дима и т. д. через все веточки переступили, ни на одну не наступили.

Смотрите да вот же домик зайчонка и зайчиха - мама нас встречает. Давайте поздороваемся все дружно. Отдадим наш гостинец, морковку. Зайчиха так волновалась, что пропал ее зайчонок. Везде его искала, в домике все перевернула, такой беспорядок.

Поможем убраться зайчихи? (Да)

Игровое упражнение «Выброси мусор в мусорную корзину»

Метание на дальность правой и левой рукой.

Зайчиха - мама так нам благодарна. Предлагает поиграть в игру.

Подвижная игра «Тишина»

Ходьба в колонне по одному по залу за воспитателем и произносят слова:

Тишина, тишина,

Не колышется трава,

Не шумите кусты,

Засыпайте, малыши.

По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд инструктор произносит громко «Чик- чи- рик!» - поясняет, что птички разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.

Я уверена, что теперь зайчонок никогда не будет далеко убегать один так далеко. Зайчиха - мама указала нам короткий путь между этих кустов и деревьев.

Ходьба «змейкой» (к исходному месту, где начиналось занятие)

  1. Осмысление.

Цель. Фиксация достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

Где вы сегодня побывали? (В лесу)

Зачем мы решили пойти в лес? (Чтобы помочь зайчонку)

Так кому вы помогли? (Зайчонку)

Вы помогли зайчонку? (Да)

Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились бросать шишки)

Чему научились? (Бросать шишки)

Вам понравилось? (Да)

Вы действительно сегодня показали свою силу и ловкость, хорошую физическую подготовку. Я рада, что вы научились бросать шишки, вам это упражнение понравилось.

Молодцы ребята. Вы смогли помочь зайчонку добраться до дома, потому что научились бросать шишки высоко через ветку.

Лариса Беляева
Конспект занятия по рисованию «Пушистые зайчики» (технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон) (средняя группа)

Конспект занятия по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование )

Тема : «Пушистые зайчики »

Цель :

1) учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти;

2) закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет; доводить предмет до нужного образа с помощью жесткой кисточки;

3) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу;

5) воспитывать в детях чувство дружбы.

Материалы : игрушка Зайчика (из пушистого меха , аудиозапись песни «От улыбки…» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, гуашь густая, лист бумаги с нарисованным контуром зайчика , кисточка, банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : заинтересовать детей на включение в игровую деятельность .

Воспитатель собирает около себя детей.

– Ребята! Посмотрите кто это там спрятался и сидит тихо под елочкой? Давайте посмотрим.

Дети подходят к елке, за которой сидит зайчик .

– Кто это? (Зайка) . Ребята, зайка говорит, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте превратимся в зайчиков и поиграем с ним . Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» . Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила, что нельзя делать? (Нельзя кричать, толкаться во время игры) .

Описание игры :

У каждого зайчика свой домик (стульчик) . Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : "Волк идет!" - зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.

Зайки скачут : скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

(Игра повторяется 2-3 раза) .

– А сейчас пришло время зайчику возвращаться домой , в лес. Но ему так не хочется расставаться с вами! Что можно сделать, чтобы зайчику не было без вас скучно и одиноко? (Можно на память сделать ему наши портреты, нарисовать самих себя ).

– Ой, как здорово! Зайчик так обрадовался ! Только он просит, чтобы вы нарисовали себя красивых и обязательно пушистых , чтобы портреты были на вас похожи. Сможете нарисовать ? (Ответы детей) .

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о внешнем виде пушистого зайчика ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать внимание, речь.

Игра «Какой?»

Дети подходят к столу, на котором находится мягкая игрушка зайчика .

– Как выглядит зайчонок ? Какой он? (Маленький, серый, пушистый , у него длинные ушки, короткий хвостик, черные глаза).

– Нарисуйте маленького, серого и пушистого зайчика .

Практическая работа детей (им предоставляется возможность нарисовать зайчика . Дети рисуют знакомым способом : закрашивание краской предмета).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; развивать речь.

Воспитатель хвалит детей за красивых зайчат и спрашивает :

– Смогли вы нарисовать маленького серого зайчика ? (Ответы детей : «Да, смогли» ). А получился ли он у вас пушистым ? (Нет) .

– Почему? (Не знаем, как рисовать пушистого зайчика ) .

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи : познакомить детей с приёмом рисования ; сформировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает» .

– Если вы не знаете, как надо поступить или вообще чего – то не знаешь, а хочешь узнать, то что можно сделать? (Надо спросить у того, кто знает) .

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает, как передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти.

Физминутка : «Друзья»

Этот пальчик – Олечка,

Этот пальчик – Ванечка,

Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик –Валечка,

Этот пальчик –Я,

Вот и все мои друзья!

Практическая работа : дети наносят «тычки» на своего зайчонка .

–Теперь вы смогли нарисовать пушистого зайчонка ? (Да) .

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зайчата » .

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей; развивать воображение.

Воспитатель предлагает поиграть с зайчиком .

–Повторяйте все за мной :

Скок-поскок, скок-поскок,

.

Зайка прыгнул на пенёк.

(Прыжки на месте на двух ногах) .

В барабан он громко бьет,

(Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет.

(Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть,

(Присели.)

Нужно лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз,

(Руки вверх- вниз.)

На носочки подтянись.

(Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок,

(Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок.

(Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку,

(Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки.

(Топаем ногами.)

Игра «Зайчонок прячется »

Дидактические задачи : тренировать умение детей пользоваться приёмом рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.

Зайчонок хочет поиграть в прятки. Только куда же ему спрятаться? (Надо что-нибудь дорисовать ) .

– Что ещё таким новым способом («тычком полусухой кисти» ) рисования вы можете изобразить на ваших портретах? (Снег, сугроб, снежинки) .

Практическая работа : дети дополняют свою картину снегом, сугробами, снежинками).

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Что мы сегодня делали? (Рисовали для зайчика наши фотографии зайчат , на память).

– Смогли вы нарисовать себя маленьких , сереньких и пушистых зайчат ? (Смогли)

– А почему это получилось у вас? Почему на ваших портретах видно, что вы не только красивые, но еще и пушистые зайчики ? (Потому что научились использовать приём рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ).

– Прежде, чем попрощаться с зайчиком , давайте споем ему нашу любимую песню про дружбу «От улыбки…»

Воспитатель с детьми под аудио сопровождение исполняют песню «От улыбки…» .

Публикации по теме:

Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения». Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний.

Занятие по ФЭМП (технология деятельностного метода) «В гостях у Снежной королевы» Образовательная ситуация с дошкольниками. «В гостях у Снежной королевы». Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа:.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.