Безударные гласные а, о, е, и, я. Профессор знаев В каких словах нет ударных гласных

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Или проверяем по орфографическому словарю.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Отличия гласного звука от согласного:

  • гласный звук состоит только из голоса;

  • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

  • гласный звук образует слог: у| тя| та .

Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит "голосовóй".

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.

Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый - это однокоренные слова.

Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.

Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег - снега - снеговик - снегурочка .

Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко вёр , стре лá , пи сьмó .
Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó врик , стрéлы , стрéлка , пи́сьма .

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или заменить форму слова о ря́ - мó ре, у мó ря) ;
б) или подобрать однокоренное слово (тра вá - трá вка, зелё ный - зé лень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным .

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы - слезá , пчёлка - пчелá , сёстры - сестрá .

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя : ло пата, ка ртина, па льто, о дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными . Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой мы будем называть букву , написание которой надо проверить или запомнить .

Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.

В русском языке 6 основных гласных звуков :
A О Э У Ы И

Они обозначаются на письме 10 буквами:
A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.

Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

Классификация гласных звуков

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

По месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

По участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
лавиализованные [y] [o]
нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).

Так же к вашему вниманию упражнения

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.