Полковая церковь русской гвардии в Нарве: найти и не забыть. Страницы истории Полковая церковь

о духовном воспитании кадет в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе. Этот рассказ посвящен возрождаемому домовому храму.

Сегодня в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе возрождается церковь "Воскресения Словущего или Обновления Иерусалимского храма".

Церковь была основана великим князем Константином Павловичем в 1810 г. для воспитанников Дворянского полка, разместившихся в доме графа Р.И. Воронцова (современный адрес: Московский проспект, 17).

Проект училищного храма исполнил военный инженер, подпоручик А.Е. Штауберт.

Двусветная церковь с плоским куполом и звонницей разместилась на втором этаже в правом крыле перестроенного Воронцовского дома. Интерьер был выдержан в стиле ампир и оформлен позолотой и росписями. Над его оформлением трудились мастера имевшие опыт работы в Казанском соборе. Лепку исполнили итальянцы Ф.Торичелли и В.Медичи, а иконы для двухъярусного резного иконостаса написал художник С.А.Бессонов.

30 января 1810 г. храм Воскресения Словущего торжественно освятил митрополит Амвросий (Подобедов).

В 1857 г. в здании дома Воронцова разместился Константиновский кадетский корпус, ставший в 1859 г. Константиновским военным училищем. С его приездом на стенах церкви стали устанавливать черные памятные доски с именами воспитанников Дворянского полка и константиновцев, погибших в сражениях, защищая Отечество.

Храм "Воскресения Словущего" считался одним из самых красивых среди петербургских церквей, исполненных в стиле ампир.

В ХХ в. его судьба сложилась трагически. После упразднения Константиновского артиллерийского училища и открытия на его месте Вторых советских артиллерийских курсов в 1918 г., церковь Воскресения Словущего закрыли. В советский период она пустовала и медленно разрушалась.

В 1993 г. в здании бывшего Константиновского училища открылся кадетский ракетно-артиллерийский корпус, а в 2004 г. началось возрождение храма.

Командование корпуса прилагает все усилия для его скорейшего восстановления. Главным стало событие 22 апреля 2005 г., когда церковь заново освятили в честь Воскресения Словущего, а на купол водрузили крест. Чин освящения совершал священник собора Святой Живоначальной Троицы Измайловского полка протоиерей Константин Пархоменко.

К 2006 г. были завершены работы по ремонту кровли, отреставрирована ротонда, подготовлен для последующей росписи купол.

Пока в храме нет богослужений, в его помещении все еще ведется ремонт.

Воспитанники и личный состав кадетского корпуса верят, что к двухсотлетнему юбилею Константиновского училища, который состоится 14 марта 2007 г., в храме Воскресения Словущего состоится первая литургия.

Мы обращаемся с просьбой помочь в возрождении церкви Воскресения Словущего при Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, и будем благодарны всем откликнувшимся.
Виктория Олеговна Гусакова , преподаватель Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения

Есть в Петербурге два собора, Троице-Измайловский и Спасо-Преображенский, наверняка их видел каждый. Да и сам я не раз гулял в их окрестностях. Наверняка многие так же знают, что являлись они полковыми церквями Измайловского и Преображенского гвардейских полков соответственно. И вот я как-то задумался, а ведь в Петербурге дислоцировались и иные полки, и наверное у них тоже должны быть свои церкви, тем более парочку я уже знал, правда они не сохранились до наших дней. Собственно результатом этого вопроса и является этот пост. Нашёл я в интернете перечень гвардейских соединений по состоянию на начало XX века и пошло-поехало!

И вправду, недаром русская армия в императорской России сражалась «За веру, Царя и Отечество» и называлась «Христолюбивым воинством». Богослужение всегда сопровождало воинскую жизнь и храмы действовали во всех полках, крепостях, на кораблях, в военных учебных заведениях.

В Петербурге, являвшемся на тот момент столицей Российской Империи, были расположены преимущественно лейб-гвардейские воинские подразделения, совмещавшие совместно с традиционными боевыми задачами церимониально-караульные функции.

Собор Преображения Господня всей гвардии

Преображенская площадь, 1

Главным собором всей гвардии был Преображенский храм одноимённого полка, старейшего в России. Первое здание было заложено в 1743 году по проекту архитектора М.Г. Земцова, однако строительство он закончить не успел и после его смерти руководство работами возглавил П.А. Трезини, изменив первоначальный проект. В 1754 году возведённый в стиле барокко собор был освящён.

В 1825 году при ремонте кровли вспыхнул пожар, уничтоживший собор, оставив только стены, на основании которых к 1829 году архитектор В.П. Стасов возвёл новое здание в стиле позднего классицизма, известное нам сегодня.
Собор никогда не закрывался, хотя после революции многие воинские реликвии полка, хранившиеся в нём, были изъяты и помещены в музеи.

Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка

Загородный проспект, 45

В период с 1837 года по 1842 год, напротив Витебского вокзала архитектор К.А. Тон возвёл каменный пятиглавый храм в византийском стиле, вместо старой деревянной полковой церкви Семёновского полка возведёной ещё во времена Елизаветы Петровны.

В 1932 году по решению Леноблисполкома собор был закрыт, а спустя год, несмотря на то, что являлся памятником архитектуры был снесён. В настоящее время в сквере на месте собора возвышается памятный знак, установленный в 2003 году.

Церковь во имя святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка

Набережная Обводного канала, 99

В день поминовения мученика Мирония в 1813 году во время войны с французами лейб-гвардии Егерский полк отличился в сражении под Кульмом, желая оставить в памяти егерей этот день, император Николай I повелел считать этот день полковым праздником, а в расположении полка возвести церковь. Проект храма в неорусском стиле принадлежал зодчему К.А. Тону, работы по строительству велись с 1849 года по 1855 год.

Церковь закрыта в марте 1930 года, в ней оборудовали картофелехранилище. Весной 1934 года храм был взорван. Сейчас на этом месте - пустырь, занятый временными постройками авторемонтной мастерской.


Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Измайловский проспект, 7А

В Измайловской слободе, где был расквартирован одноимённый полк в правление Елизаветы Петровны был заложен деревянный собор. В 1756 году церковь была закончена, став полковым храмом измайловцев. После знаменитого наводнения 1824 года и без того обветшавший собор сильно пострадал. Архитектору В.П. Стасову было предложено разработать новый проект каменного храма, и уже к 1835 году новый Троицкий собор был освящён.

В 1938 году собор был закрыт. Рассматривались проекты его сноса, но так и не были реализованы. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но позже было отреставрировано и в нём разместилось овощехранилище.

Собор вернули верующим в 1990 году. В 2006 году в ходе ремонтных работ случился пожар, уничтоживший главный купол и нанёсший значительный вред боковым. К настоящему времени купола востановлены, продолжаются реставрационные работы.

Церковь Михаила Архангела (Архистратига Михаила)лейб-гвардии Московского полка

Большой Сампсониевский проспект, 61

В 1906 году большая красивая пятиглавая церковь в русском стиле с шатровой колокольней по проекту архитектора А.Г. Успенского была выстроена для лейб-гвардии Московского полка. В 1915 году к храму с правой стороны была пристроена усыпальница для погибших в первую мировую войну солдат и офицеров полка.
В 1918 году церковь стала приходской, а в ноябре 1923 года была закрыта. В 1924 году здание церкви было приспособлено под клуб, а через несколько лет капитально переделано в столовую. В настоящее время на этом месте находится бизнес-центр.

Храм Спаса Преображения лейб-гвардии Гренадерского полка

Инструментальная улица, 2А

Преображенская церковь, возведена в русско-византийском стиле с 1840 года по 1845 год по проекту архитектора К.А. Тона, единственная из шести храмов, построенных им в Петербурге, так или иначе сохранившаяся до наши дней.

Церковь была закрыта в 1923 году. По свидетельствам современников, после закрытия церкви она стала местом обитания беспризорников. В 1930 году здание церкви было переделано под лабораторию электрофизической акустики ЛЭТИ; купола храма снесены, иконостас уничтожен, росписи закрашены, останки погибших офицеров были выброшены, а на месте их захоронения устроен бассейн для опытов.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался штаб командующего Балтийским военно-морским флотом адмирала В.Ф. Трибуца.

С 2006 года здание передано Санкт-Петербургской епархии, но в настоящее время внутренняя планировка не имеет ничего общего с церковной.

Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в казармах лейб-гвардии Павловского полка

Марсово поле, 1

При строительстве казарм Павловского полка, архитектор В.П. Стасов разместил во втором этаже домовую церовь, освящённую в 1820 году во имя князя Александра Невского.

В 1918 году церковь была закрыта, а после того, как в 1929 году в казармах разместился Ленэнерго, церковный зал был перестроен архитектором О.Р. Мунцем под клуб. Иконостас и росписи были уничтожены, отделка помещения значительно изменена. В алтарной части расположили сцену.

В настоящее время здание Павловских казарм пустует.

Церковь Спиридона Тримифунтского при казармах лейб-гвардии Финляндского полка

Большой проспект В.О, 65

В 1820 году архитектор А.Е. Штауберт построил госпиталь лейб-гвардии Финляндского полка, где во втором этаже была освящена полковая церковь, перенесённая сюда из казарм. Её интерьер был украшен коринфскими пилястрами и росписью под лепку.

В 1919 году церковь была закрыта. Ампирный иконостас вывезли в Музей отжившего культа, а остальное убранство - в Смоленскую кладбищенскую церковь. В настоящее время в помещении церкви расположен концертный зал Дом молодежи Василеостровского района.

Церковь во имя святых преподобных Зосимы и Саватия Соловецких лейб-гвардии 1-го Стрелкового Е.И.В. полка

г. Пушкин, Павловское шоссе, 23

Полковая церковь располагалась в деревянных казармах, перестроенных из манежа в 1862 году архитектором А.Ф. Видовым. Купол на церкви отсутствовал, а вместо колокольни была построена отдельно стоящая звонница с 9 колоколами. Внутреннее убранство было скромным, деревянный иконостас был вырезан из дуба.

В 1922 году церковь была закрыта, а её помещение передано для культурно-просветительских целей.

После Великой Отечественной войны на месте казарм, в которых помещалась церковь, построен четырёхэтажный жилой дом.

Церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка

г. Пушкин, Фуражный переулок, 4

Церковь, построенная в 1889 году, располагалась в здании, где вместе с ней помещались учебный зал и цейхгауз. Рядом была возведена деревянная звонница. В 1903 году по проекту архитектора А.Г. Успенского возведена высокая каменная колокольня.

В 1921 году церковь была закрыта. В годы Великой Отечественной войны здание церкви было сильно разрушено, остались стены без перекрытий и крыши.

В 1980 году здание поступило на баланс автошколы. Помещение храма подверглось капитальной перестройке. Колокольня была снесена, внутри было сделано двухэтажное перекрытие. Убранство храма уничтожено.

Помимо автошколы, на втором этаже находилось кафе, а в храмовой части - склад.

В 2012 году храм официально возвращён Русской православно церкви. Ведутся реставрационные работы.

Церковь святителя Николая Чудотворца при лейб-гвардии 3-м Стрелковом Е.И.В. полку

Казанская улица, 37

Церковь при казармах полка была устроена в 1897 - 1899 годах по проекту военного инженера Н.И. Полешко в здании, находившемся во дворе казарм, и освящена в январе 1899 года. Со стороны Казанской улицы над воротами была устроена колокольня. С 1918 года церковь стала приходской, а в 1922 году была закрыта, располагавшаяся над воротами колокольня - разрушена, а освободившееся помещение преспособлено под спортшколу.

Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка

г. Пушкин, Парковая улица, 28-36

Церковь располагалась в перестроенном в 1820 году В.П Стасовым под казармы здании во втором этаже главного корпуса по Парковой улице

В 1909 г. в церкви был произведен капитальный ремонт, стены и потолок были расписаны древнегреческими орнаментами.

Церковь была закрыта в 1919 году, а в казармах располагались различные военные и учебные части Красной Армии.

Помещение бывшей полковой церкви сохранилось, в ней устроен актовый зал.

2 Мая 1913 г. в Высочайшем присутствии во дворе казарм лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка была заложена новая полковая церковь. Сооружался храм в память 300-летия Дома Романовых. Проект церкви был выполнен в традициях Костромских храмов XVI-XVII веков архитектором Е.И. Константиновичем. Однако полностью церковь так и не была достроена, к 1917 году она была возведена только до куполов, сохраняясь в таком виде вплоть до Великой Отечественной войны.В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, она вместе с несколькими корпусами зданий бывших полковых казарм была частично разрушена. Её остатки были окончательно снесены в начале 1950-х годов.

Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона

Кирочная улица, 28А

Первая церковь, возведенная в 1759 году была деревянной и принадлежала Артиллерийскому батальону. В 1847 году ее передали Саперному батальону. Из-за недостатка средств строительство каменной церкви по проекту архитектора М.Е. Месмахера началось лишь в 1876 году; освящение состоялось в 1879 году. Церковь была облицована белым и отделана красным кирпичом. Спустя десять лет при ремонте базилика была увенчана невысоким куполом.

В 1933 году церковь была закрыта и передана под библиотеку. Разобрана в конце 1940-х годов при постройке шахты станции метро. Ныне на месте церкви находится здание школы № 183.

Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии

Литейный проспект, 6

В состав гвардейских корпусов входили лейб-гвардии артиллерийские бригады и дивизионы, а так же лейб-гварди конная артиллерия, в Петербурге ранее существовал белоснежный храм Сергия Радонежского с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик с 1832 года являвшийся полковых храмом артиллерийстов. Церковь в 1796-1800 годах перестроил архитектор Ф.И. Демерцов из ранее существовавшего храма работы архитектора И.Я. Шумахера, который на месте деревянной церкви существовавшей с 1731 года построил в 1746 году каменный храм.

В 1932 г. собор был закрыти разобран. Несущие стены храма были использовании при строительстве административного здания ОГПУ-НКВД.

Феодоровский Государев собор собственного Е.И.В. Конвоя и Сводного пехотного полка

г. Пушкин, Аккадемический проспект, 34

Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда.

В 1933 году собор был закрыт. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем - был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.

В Великую Отечественную войну здание сильно пострадало от обстрелов. Архив, находившийся в храме, сгорел.

В 1991 году собор был передан верующим. К 1995 году были закончены основные работы по восстановлению, начавшиеся ещё в 1985 году.


Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления
Никольская площадь, 3А

Крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко был построен по проекту архитектора С.И. Чевакинского в 1753 - 1762 года, как морская полковая церковь.

После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941-1999 годах был кафедральным.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка

Площадь Труда, 5

Благовещенская церковь трёхпрестольный величественный храм в русско-византийском стиле был построен по проекту архитектора К.А. Тона в 1844-1849 годах.

Архитектурное решение с навершием из пяти шатров было нетипично для своего времени, после постройки церкви возникла мода на многошатровые храмы, его повторения появились во многих городах и весях.

В 1929 году церковь была закрыта и снесена, как якобы мешавшая трамвайному движению. Ныне её место пустует. При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.

Церковь во имя святого Цареградского патриарха Евтихия лейб-гвардии Сводного Казачьего полка

Манежная площадь, 2

Здание, в котором с 1908 года разместили церковь лейб-гвардии Сводного Казачьего полка, было построено в 1825-1826 годах по проекту архитектора К. И. Росси.

В 1918 году храм закрыли, помещение перестроили. Ныне здание занято различными организациями.

Церковь во имя правоверных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Храмовое строительство велось на Русской земле на протяжении столетий, начиная с древнейших времен. При этом, будучи местом особого присутствия Божия и средоточием духовной жизни нашего народа, многие храмы на Руси издревле наделялись и еще одной, особенной функцией – функцией сохранения памяти о тех или иных выдающихся исторических событиях или лицах, иными словами – функцией мемориальной.

Если же говорить о памятном храмовом строительстве в России в XIX столетии, осуществляющемся в связи с событиями военного характера, нельзя не вспомнить и о такой категории церковных построек, как храмы при воинских подразделениях или, иными словами, полковые храмы. Дело в том, что со времени появления в России регулярной армии при Петре I каждое воинское подразделение обязано было иметь свою церковь. Первоначально это были походные церкви-палатки либо церкви, устраивавшиеся непосредственно в одном из казарменных помещений. Однако впоследствии для них стали возводиться отдельные церковные здания. Отечественная война 1812 года открыла новую страницу в истории полковых храмов. Именно после нее в России начинается процесс самого активного возведения полковых церквей наряду с наделением их мемориальной функцией, призванной увековечить память о славном боевом прошлом того воинского подразделения, к которому данный храм относился. И хотя первоначально многие полковые храмы строились не в память о каких-либо выдающихся событиях отечественной истории, а из чисто практических потребностей – для духовного окормления военнослужащих той или иной части, впоследствии они, будучи теснейшим образом связаны с жизнью данного воинского соединения, приобретали мемориальное значение и становились подлинными средоточиями и хранилищами исторической памяти. При этом многообразие средств мемориальной культуры, посредством которых отображался памятный характер этих храмов, роднит их с возникающим в описываемое время новым типом мемориальной церковной постройки – «храмом-памятником».

Так, памятный характер полковых церквей часто выражается традиционным, известным еще с глубокой древности способом – через характер посвящения их престолов. В качестве примера назовем здесь петербургские храмы: лейб-гвардии Егерского полка в честь святого мученика Мирона пресвитера (в день его памяти, 17 (30) августа 1813 года, произошло сражение при Кульме, в котором данный полк особо отличился) и лейб-гвардии Казачьих частей во имя священномученика Иерофея, епископа Афинского (в день его памяти 4 (17) октября 1813 года, произошла «битва народов» под Лейпцигом, в которой воины этого соединения проявили особый героизм). Упомянем также сохранившуюся до наших дней Преображенскую церковь лейб-гвардии Гренадерского полка на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, сооруженную по проекту К.А.Тона в 1840-1845 годах. Один из ее приделов был посвящен священномученику Артемону, пресвитеру Лаодикийскому (+303 г.), в день памяти которого – 13(26) апреля – в 1813 году полк был удостоен почетного наименования «Гвардейский».

Мемориальная функция полковых церквей отображается также в выборе сюжетов их настенных росписей, в посвятительных надписях, в подборе икон в их иконостасах и пристенных киотах, в самом характере их внутреннего и внешнего убранства. Помимо этого, полковые храмы становятся местом хранения различных памятных предметов, реликвий, военных трофеев, имеющих отношение к истории полка и формирующих подобие музейной экспозиции. Так, сюда помещаются полковые знамена и штандарты, парадные мундиры Высочайших шефов полка – императоров и великих князей, наградное оружие, ордена, медали и памятные знаки, боевые трофеи, взятые у неприятеля в ходе победоносных военных операций – ключи и замки от покоренных городов и крепостей, знамена, жезлы, а также иконы и утварь из походных церквей, сопровождавших полк во время тех или иных военных кампаний. Здесь же хранятся различные документы и раритеты, связанные с историей данного воинского подразделения (так, например, в полковом храме 104-го пехотного Устюжского полка в раме не стене висела копия рапорта от 14 сентября 1812 года о смерти князя П.И.Багратиона, в уже упомянутой ранее церкви святого мученика Мирона в Санкт-Петербурге хранились серебряные Георгиевские трубы, которыми лейб-гвардии Егерский полк был награжден за участие в сражении при Кульме в 1813 году, а в Знаменской церкви лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка в Петергофе находилась даже столь необычная реликвия, как ящик с пулями и картечью, вынутыми из тел убитых и раненых военнослужащих полка в 1812-1814 годах). Все это сообщает полковым храмам характер полковых музеев, что позволяет рассматривать их не просто как храмы-памятники, но и как храмы-музеи. При этом часто музейная функция той или иной полковой церкви формируется постепенно, на протяжении десятилетий, по мере поступления памятных вещей и военных трофеев. Однако нередки случаи, когда эта функция бывает предусмотрена уже самим проектом строящегося полкового храма. В качестве одного из первых и наиболее характерных примеров такого рода можно назвать уже рассматривавшийся ранее Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Выстроенный в 1743-1754 годах по указу императрицы Елизаветы Петровны в память о ее восшествии на престол, храм этот, согласно Указу императора Павла I от 12 ноября 1796 года, был наименован Собором всей Гвардии. Практически полностью уничтоженный страшным пожаром, случившимся 8 августа 1825 года, он был восстановлен (а фактически выстроен заново) по проекту архитектора В.П. Стасова и освящен 5 августа 1829 года. При этом составленный В.П.Стасовым проект воссоздания Преображенского собора уже изначально предусматривал размещение в его интерьере мемориальных досок, различных реликвий, памятных предметов, боевых наград и военных трофеев, что определялось статусом собора как главного храма всей российской Гвардии. И практически сразу же в восстановленный храм поступили трофеи русско-турецкой войны 1828-1829 годов, победоносное окончание которой совпало с торжеством его освящения. Впоследствии сюда же поступали многочисленные реликвии военного характера, а также памятные предметы, связанные с историей Преображенского гвардейского полка. Так, здесь хранились девять знамен лейб-гвардии Преображенского полка и три знамени лейб-гвардии Преображенского резервного полка, многочисленные трофеи, взятые у неприятеля (в том числе и в ходе войны с Турцией): 488 знамен, 16 флагов, 10 бунчуков, одна булава, два жезла, 12 замков и 65 ключей от крепостей. В особых шкафах-витринах размещались парадные мундиры императоров Александра I, Николая I и Александра III, Великого князя Михаила Павловича, а также мундир и сабля императора Александра II с памятной надписью: «Сабля, в злосчастный день 1 марта 1881 года обагренная мученической кровью в Бозе почившего Государя….». Здесь же хранились: образ Преображения Господня, подаренный собору командиром лейб-гвардии Преображенского полка Великим князем Константином Константиновичем Романовым, икона Божией Матери, торжественно врученная фельдмаршалу М.И.Кутузову гражданами города Курска в день битвы за Малоярославец – 25 октября 1812 года, серебряный кубок, поднесенный графу Остерману-Толстому в память о сражении под Кульмом 1813 года (в котором граф потерял руку) с выгравированными на нем фамилиями полковых командиров – участников битвы, а на видном месте размещалась большая бронзовая вызолоченная доска с именами штаб-офицеров и обер-офицеров Преображенского полка, павших в боях за Отчизну, начиная с 1702 года и заканчивая сражениями русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Сооруженная в 1830-1833 года по проекту В.П.Стасова ограда собора состояла из трофейных турецких пушек, поставленных вертикально и соединенных цепями; еще двенадцать пушек, отбитых в 1831 году у польских повстанцев, были размещены на лафетах около собора. К этому необходимо также добавить, что лепные украшения фасадов храма, выполненные выдающимся скульптором П.К.Клодтом, представляли собой, наряду с изображениями священных предметов и символов, своеобразные панно, составленные из воинских доспехов и различных видов оружия. Следует сказать, что приведенное описание петербургского Спасо-Преображенского собора весьма характерно и типично для полковых храмов русской армии XIX — начала XX века, наделенных мемориально-музейной функцией. Примечательно, что иногда эта функция мыслилась шире, чем отображение истории только того подразделения, к которому данный храм относился. Так, в приделе церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы (I век, память 5/18 сентября) лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге хранился иконостас и несколько образов из походной церкви царя Иоанна Грозного, бывшей под Казанью в 1552 году (в 1844 году переданы в Оружейную палату Московского Кремля).

Особо следует отметить почти повсеместное наличие в полковых храмах мемориальных досок с именами офицеров (а иногда и нижних чинов полка), отдавших свои жизни в боях с неприятелем, а также героев и участников тех или иных сражений и военных операций. Основанием для этого послужил вышедший в 1848 году Высочайший Указ, который, в частности, гласил: «… Поставить (во всех полковых церквах)… бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран».

Начиная приблизительно с середины XIX столетия и в последующее время в полковых храмах, а также на прилегающей к ним территории осуществляются захоронения наиболее выдающихся военачальников и офицеров полка, а также создаются братские могилы нижних чинов и рядового состава. Храм-памятник обретает при этом значение храма-усыпальницы, где покоятся останки героев минувших войн. В качестве одного из самых ранних примеров подобного рода можно рассматривать погребение праха фельдмаршала князя М.И.Кутузова в петербургском Казанском соборе, обретшем значение мемориала Отечественной войны 1812 года. В Князь-Владимирском соборе Севастополя были захоронены адмиралы — участники героической обороны этого города во время Крымской войны – В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин и М.П.Лазарев. В крипте Введенского собора в Санкт-Петербурге, являвшегося полковым храмом лейб-гвардии Семеновского полка, были погребены убиенные при подавлении восстания 1905 года командир полка генерал-майор Г.А.Мин и еще трое офицеров-семеновцев, а также другой командир полка – граф В.П.Клейнмихель. Примеры подобного рода весьма многочисленны.

Также со второй половины XIX века возникает традиция сооружения при полковых храмах часовен, скульптурных монументов, колонн, обелисков и других памятников, посвященных героическому прошлому данного воинского соединения. Так, на площади перед Свято-Троицким собором – полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка – в Санкт-Петербурге в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 годов в 1886 году был воздвигнут величественный памятник, представляющий собой колонну, составленную из 140 трофейных пушек, отбитых у неприятеля, и увенчанную крылатой фигурой, олицетворяющей Славу (не сохранился). На его гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечнем наиболее значительных сражений этой войны и тех полков и соединений русской армии, которые в них участвовали. Памятник воинам-саперам был открыт в 1899 году перед петербургской церковью святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана лейб-гвардии Саперного полка (также не сохранился). А перед зданием Спиридониевской церкви лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в 1903-1904 годах была выстроена часовня – в ознаменование столетия со дня образования данного воинского соединения. Подобного рода примеров можно привести еще немало.

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении XIX столетия полковые храмы приобретают мемориальный характер и становятся храмами-памятниками русской воинской славы. Более того, к концу столетия они превращаются в центры возникающих при них храмово-мемориальных комплексов, сочетающих функции собственно храма, полкового музея и усыпальницы (понятно, что сам храм занимает в подобном мемориальном комплексе центральное место, являясь его смысловым и композиционным ядром). При этом сама мемориальная функция не ограничивается только стенами памятного храма, но, раскрываясь вовне, определяет организацию и художественное оформление всего окружающего пространства, где сооружаются памятные часовни, а также колонны, обелиски, стелы, скульптурные памятники, осуществляются почетные захоронения, организуются музейные экспозиции, выставляются трофейные орудия, создаются садово-парковые ансамбли. Такие мемориальные комплексы появляются в России, начиная со второй половины XIX столетия.

Следует отметить, что традиция наделения мемориальным статусом полковых церквей продолжается и в начале XX столетия. Вынужденно прерванная впоследствии, в настоящее время она возрождается.

Источники и использованная литература.

  1. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести//Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11.
  2. Петкау Е.В. Храмы воинской славы // Ленинградская панорама. 1990. № 10.
  3. Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX-начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8.
  4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1994-1996.
  5. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга. Во славу и память российского воинства. СПб., 2008.
  6. Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009
  7. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.
  8. Кириченко Е.И.Запечатленная история России. В 2-х книгах. М., 2001.
  9. Мухин В.В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб., 1994
  10. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994.


Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. М., 2001. С.273, 275; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести // Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11. С.41-42; Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX – начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8. С.125; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.25.

Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994. С.124; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т.2. СПб., 1996. С.65; Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. С.279-280; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. С.41-42; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.24.

В преддверии Дня Защитника Отечества мы хотим познакомить вас с феноменом воинских или полковых церквей, которых в нашем городе великое множество. Императорская армия сражалась, как известно, «За Веру, Царя и Отечество», в каждой части, корабле или военном учебном заведении обязательно проводились богослужения, а к местам сражений брали с собой походные церкви. Поэтому в Петербурге, как в военной столице страны, возводились великолепные полковые храмы и церкви, виртуальную прогулку по которым сайт предлагает вам сегодня.

В воинских храмах на полковые праздники (например, день престольного праздника храма) совершались торжественные службы, после которых обыкновенно следовал парад в присутствии императора. В них хранили боевые трофеи, мундиры августейших шефов (члены рода Романовых, часто - дамы), памятные доски с именами павших в боях офицеров, и, конечно, служили молебны о победах и панихиды по погибшим.
Важно, что здания многих воинских храмов имеют большое градостроительное значение, акцентируя районы ушедших ныне в былое полковых слобод. После революции воинские храмы стали приходскими, многие из них были вскоре закрыты и «перепрофилированы», а зачастую и вовсе снесены. В нашем материале мы коснёмся нескольких сохранившихся или восстанавливающихся памятников архитектуры.

Спасо-Преображенский Всей гвардии собор

Елизавета Петровна, будучи ещё цесаревной, усердно посещала гренадерскую роту Преображенского полка, была крёстной матерью многих из детей преображенцев. Сразу после того, как гренадёры помогли Елизавете занять престол, она решила выстроить на месте внутреннего двора расположения роты собор во имя Преображения Господня, что и было сделано к 1745-му году (П. А. Трезини, М. Г. Земцов (последняя работа архитектора), Ф. Б. Растрелли). Императрица часто посещала собор, а её внучатый племянник Павел I объявил его храмом Всей гвардии.


В 1825-м собор сгорел, однако из него успели вынести все святыни. Задача восстановления собора была возложена на архитектора Василия Петровича Стасова, который блестяще с ней справился. Ограда собора была выполнена из орудий трофейных пушек, добытых в ходе русско-турецкой войны 1828-го года. Благодаря этому необычному решению Стасов сумел сэкономить 1325 рублей, которые и получил от императора, вместе с бриллиантовым перстнем, в награду за строительство такого великолепного храма. А в 1854-м году на одной из башен собора были установлены куранты, привезённые из туманного Альбиона.
До наших дней собор дошёл в отличном состоянии, в нём совершались службы даже в советское время.
Адрес: Преображенская площадь, д. 1.

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

Троице-Измайловский собор возводился «под личным патронажем» императора Николая I и во многом на его личные средства. Сам император повелел расписать купола храма золотыми звёздами по небесному фону, имея в виду Архангельский собор Московского Кремля. Строительство вёл в 1828-1835-м годах всё тот же архитектор Стасов. Уже позже, в 1886-м, перед собором появился памятник Славы, созданный из стволов ста восьми трофейных турецких орудий (архитектор Д. И. Гримм, скульптор П. И. Шварц). В советское время памятник разрушили, в наши дни он восстановлен.


Кстати, именно в Троице-Измайловском соборе венчали Фёдора Михайловича Достоевского с его второй женой, Анной Григорьевной Сниткиной и отпевали композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.
Адрес: Измайловский проспект, д. 7а.

Никольский морской собор (Николо-Богоявленский)

Полковой храм лейб-гвардии Морского экипажа, Никольский собор - шедевр архитектуры барокко - был выстроен Саввой Ивановичем Чевакинским в 1753-1762-м годах. Нарядный, яркий, вместе со своей красавицей-колокольней с высоким шпилем, он является жемчужиной петербургской Коломны. Собор состоит из двух церквей: нижней, Никольской церкви и верхней - Богоявленской, отсюда и его двойное название.


Главная особенность храма - уникальная сохранность его интерьеров. Храм никогда не горел, не перестраивался, не стал мишенью врага в годы блокады. Удалось сохранить мощи святых, чудотворные иконы, образа, написанные интереснейшими живописцами XVIII века Миной и Федотом Колокольниковыми. В верхней церкви сохранились уникальные мраморные доски с именами погибших моряков. В наше время их, к сожалению, пришлось дополнить списками экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».
После революции храм не только оставался действующим, но и был кафедральным, с 1941-го по 1999-й годы.
Адрес: Никольская площадь, д. 1-3.

Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца (Спас-на-водах)

В царское время было принято возводить храмы не только в память побед, но и поражений русской армии. Поэтому после Цусимского морского сражения русско-японской войны было решено возвести церковь на левом берегу Большой Невы, на территории Ново-Адмиралтейского завода. Высочайшее покровительство проекту осуществляла греческая королева Ольга Константиновна, а руководил комитетом по строительству сенатор П. Н. Огарёв, чей сын погиб в этом памятном сражении.


Храм возвели в 1909-1911-м годах инженер С. С. Смирнов по проекту архитектора М. М. Перетятковича, причём сделано это было на народные пожертвования. За основу взяли модные в то время формы владимиро-суздальского зодчества XII века. Как и Никольский собор, Спас-на-водах был двухэтажным: нижний храм был освящён во имя святителя Николая Чудотворца, верхний - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя (имеется в виду Моление о Чаше Христа в Гефсиманском саду).
В 1932-м году Спас-на-водах был взорван, несмотря на то, что против этого было собрано множество подписей. Сейчас на месте храма возвели часовню, и существует проект его восстановления, поэтому мы и завершаем им нашу виртуальную экскурсию. В часовне экспонируются мозаики из утраченного храма, созданные по эскизам Виктора Михайловича Васнецова и Николая Александровича Бруни.
Адрес: Английская набережная, д. 76

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.