Обучение латыни самостоятельно. Самостоятельное изучение латинского языка по методу Ивана Полонейчика

4-е изд. - М.: 2 009. - 352 с.

Учебник содержит: грамматический материал по программе, рассчитанной на 120 часов учебного времени, и упражнения для его усвоения; тексты латинских авторов; латинско-русский словарь, включающий лексику текстов учебника. В связи со спецификой самостоятельного обучения в книге даются контрольные работы, методические указания и комментарии к текстам. Подбор текстов отвечает интересам широкого круга читателей.

Для студентов гуманитарных факультетов.

Формат: djvu

Размер: 2,5Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 31,4Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Значение латинского языка 3
Как построен самоучитель и чему он учит 8
Что такое грамматика 10
I часть
I глава 11
§ 1. Буквы и их произношение (11). § 2. Сочетания гласных (13).
§ 3. Сочетания согласных (14). § 4. Долгота и краткость гласных звуков (количество) (14). §5. Ударение (15). Упражнения (15).
II глава 16
§ 6. Характеристика строя латинского языка (16). § 7. Первоначальные сведения о существительном (18). § 8.1 склонение (20). § 9. Глагол esse (быть) (22). § 10. Некоторые синтаксические замечания (22). Упражнения (23).
III глава 24
§11. Первоначальные сведения о глаголе (25). § 12. Характеристика спряжений. Общее представление о словарных (основных) формах глагола (26). § 13. Основные (словарные) формы глагола (28). § 14. Praes-ensindicativiactivi.Imperativus praesentis activi (29). § 15. Отрицания при глаголах (31). § 16. Предварительные пояснения к переводу (32). Упражнения (38).
IV глава 40
§ 17. Imperfectum indicativi activi (40). § 18. II склонение. Общие замечания (41). § 19. Существительные II склонения (42). §20. Явления, общие для I и II склонений (43). § 21. Прилагательные I-II склонений (43). § 22. Притяжательные местоимения (45). § 23. Accusativus duplex (46). Упражнения (46).
V глава 47
§ 24. Futurum I indicativi activi (48). § 25. Указательные местоимения (49). § 26. Местоименные прилагательные (51). § 27. Ablativus loci (52). Упражнения(53).
Контрольная работа 54
VI глава 56
§ 28. III склонение. Общие сведения (57). § 29. Существительные III склонения (59). § 30. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа (60). § 31. Род имен существительных III скло¬нения (62). § 32. Ablativus temporis (62). Упражнения (63).
VII глава 64
§ 33. Прилагательные III склонения (64). § 34. Participium praesentis activi (66). § 35. Существительные III склонения гласного типа (67). Упражнения (68).
Статьи для чтения 69
II часть
VIII глава 74
§ 36. Пассивный залог. Форма и значение глаголов (74). § 37. Понятие об активной и пассивной конструкциях (76). § 38. Местоимения личные и возвратное (78). § 39. Особенности употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений (79). § 40. Некоторые значения genetivus (80). Упражнения (81).
IX глава 82
§41. Система времен латинского глагола (82). §42. Главные типы образования основ перфекта и супина (83). § 43. Perfectum indicativi activi (84). § 44. Supinum и его словообразовательная роль (86). § 45. Раг-ticipium perfecti passivi (87). § 46. Perfectum indicativi passivi (88). Упражнения (89).
X глава 90
§ 47. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi (91). § 48. Futurum II indicativi activi и passivi (92). § 49. Относительное местоимение (93). § 50. Понятие о сложноподчиненных предложениях (94). § 51. Рагticipium futuri activi (95). Упражнение (96).
Контрольная работа 97
XI глава 99
§ 52. Глагол esse с приставками (99). § 53. Сложный глагол posse (101). § 54. Accusativus cum infinitivo (102). § 55. Местоимения в обороте асе. с. inf. (103). § 56. Формы инфинитива (104). § 57. Определение в тексте и способы перевода оборота асе. с. inf. (105). Упражнения (107).
XII глава 108
§ 58. IV склонение (109). § 59. Verba deponentia и semidepo-nentia (110). § 60. Nominativus cum infinitivo (112). § 61. Ablativus modi (113). Упражнения (114).
XIII глава 115
§ 62. V склонение (115). § 63. Dativus duplex (116). § 64. Указательное местоимение hie, haec, hoc (117). Упражнения (117).
XIV глава 118
§ 65. Степени сравнения прилагательных (119). § 66. Сравнительная степень (119). § 67. Превосходная степень (120). § 68. Обра¬зование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий (121). § 69. Супплетивные степени сравнения (122). Упражнения (124)
Статьи для чтения 125
III часть
XV глава 129
§ 70. Причастные обороты (129). § 71. Ablativus absolutus (130). §72. Определение в тексте и способы перевода оборота abl. abs. (132). § 73. Ablativus absolutus без причастия (133). Упражнения (134).
XVI глава 135
§ 74. Числительные (136). § 75. Употребление числительных (137). § 76. Определительное местоимение idem (138). Упражнение (138).
XVII глава 139
§ 77. Формы конъюнктива (139). § 78. Значения конъюнктива (142). § 79. Оттенки значения конъюнктива в независимых предложениях (143). § 80. Придаточные предложения дополнительные и целевые (144). § 81. Придаточные предложения следствия (146). Упражнения (147).
XVIII глава 148
§ 82. Формы конъюнктива группы перфекта (149). § 83. Употребление конъюнктива группы перфекта в независимых предложениях (150). § 84. Consecutio temporum (150). §85. Придаточные предложения временные, причинные и уступительные(151). Упражнения (153).
XIX глава 154
§ 86. Косвенный вопрос (154). Упражнение (155).
Контрольная работа 155
XX глава 159
§ 87. Условные предложения (159). Упражнение (160).
XXI глава 161
§ 88. Герундив и герундий (161). § 89. Употребление герундива (162). § 90. Употребление герундия (164). § 91. Признаки различия герундия и герундива и сопоставление их значений с инфинитивом (164). Упражнения (165).
IV часть
Избранные места из произведений латинских авторов
С. Iulius Caesar. Commentarii de bello Gallico 168
M. Tullius Cicero. Oratio in Catilinam prima 172
Cornelius Nepos. Marcus Porcius Cato 184
C. Plinius Caecilis Secundus Minor. Epistulae 189
Velleius Paterculus. Historiae Romanae libri duo 194
Eutropius. Breviarium historiae Romanae ab U. с 203
Antonius Possevinus. De rebus Moscoviticie 211
Alexander Gvagninus. Moscoviae descriptio 214
P. Vergilius Maro. Aeneis 224
Q. Horatis Flaccus. Carmen. Satira 230
Phaedrus. Fabulae 234
Pater Noster 237
Ave, Maria 237
Gaudeamus 238
Афоризмы, крылатые слова, сокращения 240
Грамматический справочник
Фонетика 250
Морфология 250
I. Части речи (250). П. Существительные. А. Окончания падежей (251). Б. Закономерности склонений (252). В. Nominativus в III склонении (252). Г. Особенности склонения отдельных существитель¬ных (253). III. Прилагательные и их степени сравнения (254). IV. Числительные (254). V. Местоимения (257). VI. Глагол. А. Образование глагольных форм от трех основ (259). Б. Отложительные и полуотложительные глаголы (262). В. Недостаточные глаголы (262). Г. Арха¬ические глаголы (вне спряжений) (262). VII. Наречия (266). VIII. Предлоги (267). Синтаксис простого предложения 267
IX. Порядок слов в предложении (267). X. Употребление падежей (268). XI. Accusativus cum infinitivo (271). XII. Nominativus cum infinitivo (272). XIII. Ablativus absolutus (272). XIV. Gerundi-um. Gerundivum (272). XV. Значение конъюнктива (272).
Синтаксис сложного предложения 273
XVI. Союзы. А. Сочинительные (наиболее распространенные) (273). Б. Подчинительные (наиболее распространенные) (274). XVII. Соп-secutio temporum (274). XVIII. Подлежащные придаточные предложения (275). XIX. Определительные придаточные предложения (275). XX. Определительные предложения с обстоятельственным значением (276). XXI. Дополнительные придаточные предложения (276). XXII. Придаточные предложения цели (276). XXIII. Придаточные предложения следствия (277). XXIV. Временные придаточные предложения (277). XXV. Причинные придаточные предложения (278). XXVI. Уступительные придаточные предложения (278). XXVII. Условные придаточные предложения (279). XXVIII. Косвенный вопрос (279). XXIX. Косвенная речь (279). XXX. Attractio modi (280). XXXI. Придаточные предложения с союзами ut, quum, quod (280).
Элементы словообразования 282
Приложения 287
О римских именах 287
О римском календаре 288
О латинском стихосложении 292
О нотах 293
Об этимологии и лексике 294
Ключ к контрольным работам 295
Латинско-русский словарь 298

Латинский язык принято называть мертвым, однако все же его знание обязательно для связавших себя с профессией биолога, медика или юриста, и интересно для тех, кто хочет узнать происхождение многих известных слов и выражений. Знание латыни является серьезным помощником в изучении любого современного европейского языка. Довольно часто можно встретить слово на русском, которое так или иначе растолковывается с помощью словаря по латинскому.

В помощь интересующимся Все курсы Ком сделал подборку самых полезных и бесплатных youtube-каналов для изучения латинского языка.

Латинский язык для всех

Канал содержит более двадцати содержательных уроков латинского языка. Учитель познакомит слушателей с азбукой, звуками и буквами, русскими словами, имеющими латинские корни, порядком слов в японском предложении, римскими цифрами, латинскими падежами, латинским глаголом. Все желающие смогут выучить существительные, прилагательные и склонения, формы глаголов, времена, научиться правильно строить фразы, узнают больше о римском быте и многое другое.
На канале также можно найти полезные учебные видеоматериалы по испанскому, грамматике английского, есть раздел по психологии, физики и юридическому праву.

Латинский язык с Ильясом Гимадеевым

Автором канала и руководителем проекта является преподаватель латинского языка из Москвы.
Постоянно обновляющийся канал на данный момент может предоставить для свободного изучения латинского более десяти информативных лекций, в которых затрагивается тема имен существительных и прилагательных, склонений, глаголов. Ученики смогут познакомиться с алфавитом, освоить правила чтения на латинице. Подходит для начинающих и восполнит знания в головах продолжающих изучать.

Латинский с Петром Махлиным

Автор проекта, являющийся по совместительству преподавателем канала – филолог по образованию, романист, автор книг по лингвистике, а также научных и около сотни научно-популярных статей по языкознанию, учитель иностранных языков Петр Махлин проводит языковые уроки в Киеве, а также дистанционно. Его канал содержит порядка 70 уроков латинского, а изложенные аккуратно и подробно материал подойдет для начинающих и продолжающих изучать язык.
Также с помощью материалов канала можно освоить или совершенствовать знания по английскому, итальянскому, латинскому, древнегреческому, французскому, немецкому или испанскому языкам.

Латинский со Светланой Головченко

К недостаткам некоторых видео можно отнести не очень хорошее качество звука, что немного мешает восприятию текста. Материал излагается подробно и с вниманием к теме.
Канал содержит ряд полезных видео, призванных помочь изучающим латинский. Ученики смогут познакомиться с именем существительным, предлогами, несогласованными определениями, особенностями написания рецептов, прилагательными, разберут склонения и многое другое. Просто и понятно о латинском для медиков.

Латынь в лекциях

Ряд открытых лекций по латинскому языку от преподавателя Дмитрия Новокшонова. Несмотря на то, что видео снято с лекционной аудитории, уровень видео и звука позволяет качественно получить требуемые знания. Дмитрий поможет разобраться в имени существительном, прилагательном, склонениях, глаголе и прочих началах.

Латинский для изучающих медицину

Видео представляет собой подробную двухчасовую лекцию для желающих освоить основы латинского языка с медицинской терминологией, сфера - оптика. Преподаватель объясняет очень подробно и содержательно, лекция состоит из презентаций.
Во время вебинара излагается история языка, клиническая терминология в офтальмологии, создание терминоэлементов. Подробно рассмотрены приставки, корни, дуплеты, суффиксы в латинском языке, конечные терминоэлементы, тема наименования мышц по их функциям. Помимо сухой информации есть и такие темы, как интересное происхождение терминов и знаменитые выражения.

Инструкция

Изучать латинский язык нужно начинать с изучения алфавита. В латинском алфавите 25 букв. Шесть букв (a, e, i, o, u, y) передают 12 гласных звуков латинского языка. Также в латинском языке 4 дифтонга. Нужно знать, что в латинском языке есть долгие и краткие гласные. Краткость и долготу обозначают с помощью надстрочных знаков: ā – "a" долгое, ă – "a" краткое. Ударение в латинских словах никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение ставится на начальном слоге. В трехсложных и многосложных словах ударение ставится на втором слоге от конца, если этот второй слог долгий. На третьем слоге от конца ударение ставится, если второй слог – краткий. Например, в слове transformatio ударение ставится на "а".

Далее, в латинском языке 4 . В первого спряжения основа заканчивается на «а» долгое (ā). Например, «ornāre», в котором «ornā» - основа, а «re» - суффикс. Суффиксом также может быть «ere». Ко второму спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на «e» долгое (ē), например, «habēre». К третьему спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на согласный, «u» краткое и «i» краткое (ŭ и ĭ), например, «tangere» (основа – «tang»). К четвертому спряжению относятся глаголы на «i» долгое (ī), например, «audīre», где «audī» - основа, а «re» - суффикс.

Глаголы в латинском языке имеют следующие грамматические категории: время (шесть времен: настоящее время, будущее первое, будущее второе, имперфект, перфект, плюскамперфект), наклонение (изъявительное, сослагательное и повелительное), залог (действительный и ), число (единственное и множественное), лицо (1, 2 и 3 лицо). Конечно, изучать каждый раздел нужно постепенно. Однако следует с чего-то начать, например, для начала четыре правильных спряжения. Рассмотрим, как изменяются глаголы I-IV спряжения в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога.

Глагол I спряжения ornāre: orno, ornas, ornat, ornāmus, ornatis, ornānt. Глагол II спряжения tacēre: taceo, taces, tacet, tacēmus, tacētis, tacent. Глагол III спряжения tangere: tango, tangĭs, tangĭt, tangĭmus, tangĭtis, tangŭnt. Глагол IV спряжения audīre: audio, audis, audit, audīmus, audītis, audiuŭt.

Поговорим немного о существительных в латинском языке. Они имеют категорию рода (мужской, женский, средний), числа (единственное, множественное). В латинском языке 6 падежей: Nominativus (именительный падеж), Genetivus (родительный падеж), Dativus (дательный падеж), Accusativus (винительный падеж), Ablativus (отложительный падеж), Vocativus (звательный падеж). У существительных в латинском языке 5 склонений. К первому относятся существительные с основой на ā и ă. Ко второму – на ŏ и ĕ. К третьему – на согласный и ĭ. К IV – на ŭ. К пятому – на ē.

Итак, мы узнали немного о латинском глаголе и существительном. Важно, что теперь, когда мы уже можем немного различать их, с помощью словаря можно перевести некоторые латинские предложения;

Fortuna caeca est – Фортуна слепа;
Epistula non erubescit – Бумага не краснеет;
Mala herba cito crescit – Плохая трава быстро растет;
Amicitia vitam ornat – Дружба украшает жизнь;
Amat victoria curam – Победа любит заботу;
Terra incognita – Неизвестная земля;
Cogito ergo sum – Размышляю, следовательно, существую.

Несмотря на то что считается мертвым, изучается и применяется во многих сферах человеческой деятельности: юриспруденции, медицине, фармакологии, биологии. Объём знаний, необходимый человеку, зависит от сферы применения и конечной цели, но в любом случае нужно знать основы. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как выглядит курс " для начинающих". Алфавит, обзор грамматики и советы по практике - это необходимый минимум, который поможет в самостоятельном изучении.

Алфавит и фонетика

Из чего начинать изучать латинский язык? Для начинающих важным является, прежде всего, знание алфавита. Он включает 24 буквы. На основе исследований их произношение унифицировано и приближено к примерному произношению древних римлян. Ниже приведена транскрипция на русском.

Есть некоторые особенности их чтения.

Гласная i читается как [и] и [й] перед гласными, h - с придыханием, l - мягко как во французском, y звучит как [и]. Буква c читается как [ц] перед e, i, y, ae, oe или как [к] перед a, o, u и в конце слов. S звучит как [з] между гласными, x - как [кс].

Дифтонги читаются так:

  1. ae - [э]
  2. oe - [Ö]
  3. au - [ау]
  4. eu - [эу]
  5. ch - [х]
  6. ngu - [нгв]
  7. ph - [ф]
  8. qu - [кв]
  9. rh - [р]
  10. th - [т]
  11. ti - [ти]

Ударение

  • краткие (произносятся быстро) - ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y̆;
  • долгие (растягиваются при произношении) - ā, ē, ī, ō, ū, ȳ.

Слоги бывают:

  • открытыми - заканчиваются на гласную;
  • закрытыми - заканчиваются на согласную.

Ударение ставится на первый слог, если слово двусложное (на последний слог его не ставят никогда). Если слово состоит из трех и более слогов, то ударение ставят на второй слог с конца, если он долгий, и на третий, если он краткий.

Грамматика

Курс " для начинающих" предполагает знание основ грамматики. На латыни все части речи делятся на изменяемые числительное, местоимение) и на неизменяемые междометие).

При самостоятельном изучении грамматики следует заниматься по тем пособиям, в которых есть ответы к упражнениям для самопроверки. Желательно выполнять большое количество практических заданий, что позволит автоматизировать навык употребления грамматических конструкций, и, как результат, пройденный материал запомнится надолго.

Практика

При изучении алфавита и грамматики постепенно накапливается пассивный словарный запас, который позже нужно активизировать при чтении текстов. На этом этапе появятся новые слова, для перевода которых понадобится академический словарь, например, Большой латинско-русский. Если Вы знаете английский, то можно приорести Elementary Latin Dictionary и Oxford Latin Dictuonary. Нужно также завести свой словарик и периодически повторять слова из него.

Чтение - завершающий этап курса "Латинский язык для начинающих". На этом уровне рекомендуется чтение таких текстов как:

  1. Fabulae Facilies.
  2. Latin Reader.
  3. De Viris Illustribus.
  4. The Latin Vulgate Bible.

Постепенно нужно усложнять задачи и переходить от простого чтения к пониманию без словаря. Для этой цели подойдут курсы "Assimil", Schola Latina Universalis и форумы для изучающих латынь, где можно практиковать разговорную речь и получить советы, если что-то не понятно.

Прекрасным примером является ресурс http://www.lingualatina.ru/uroki-latyni , на котором есть и учебник, и упражнения, и переводчик, и, что самое главное - единомышленники.

Однако самостоятельное изучение латинского может затянуться, поэтому стоит попытаться найти преподавателя, который бы объяснил вам непонятный материал, исправил ошибки (если они есть). Кстати, найти преподавателя может оказаться непросто, все-таки латынь - это ведь не широко распространенный , немецкий или французский язык. Стоит узнать у своих друзей, родных, нет ли у них знакомого, который бы знал латинский и мог бы его вам преподавать.

Уже упоминалось о студентах ВУЗов, изучающих латынь. А почему бы одним из этих студентов не быть вам? Если обстоятельства позволяют, и есть тяга не только к освоению латинского, но и других иностранных языков, может быть, стоит попытаться оказаться в их числе. Если же данный вариант вас не устраивает, обратитесь в институты и университеты вашего города, вдруг при кафедре иностранных языков организуются специальные курсы? Главное, если вы решили добиться своей цели и выучить язык, - не опускайте руки перед сложностями, и тогда у вас все получится.

Полезный совет

Прекрасным учебником, содержащим краткие сведения об истории латинского языка, доступное изложение грамматики, упражнения, адаптированные тексты, а также латинско-русский словарь, является учебник авторов Ярхо В.Н. и Лободы В.И.

Найти часто встречаемые латинские слова и крылатые выражения можно в книге Купреяновой В. и Умновой Н.

Благородная латынь - язык, необходимый медикам, адвокатам и ученым. Но базовые знания по латыни облегчат изучение других языков, особенно романской группы. А знание крылатых фраз - это дополнительный бонус в любом споре. И неважно, что латынь называют мертвым языком. Для ее изучения тоже необходимо следовать правилу ТПК: теория, практика, коммуникация.

Инструкция

Теоретические знания по латыни можно получить абсолютно . В интернете существуют учебные пособия и тематические сайты и блоги. Например, http://www.lingualatina.ru/ Или для медиков и биологов: http://linguodiversity.narod.ru/Links/Ieulang/Italic/latmedic.htm . Чтобы не путаться в нескольких системах латинского правописания , стоит предпочитать германским и итальянским учебникам (даже переводным и адаптированным) российские и немецкие. Традиционно российские латинисты предпочитали средневековую немецкую систему. Того же они придерживаются и по сей день.

Практические навыки можно приобрести, общаясь на форумах латинистов. Обычно гости таких ресурсов - нерадивые студенты, которые просят перевести кусочек текста. Поэтому специалисты будут рады человеку с оригинальными запросами. Например, провести литературную игру - написать групповой роман , где каждый соавтор пишет по . Творчество, особенно совместное, это масло, которое смазывает скрипучий механизм обучения. Главный посыл - изучение латинского языка должно быть веселым.

Коммуникация предполагает уверенное владение базовыми знаниями. По сути это интеграция в сообщество единомышленников - профессионалов и сочувствующих, когда параллельно с обучением, усвоением новых знаний, человек начинает обучать новичков. Неважно, будь это обсуждение грамматики или перевод крылатых фраз, или сравнение классического и современного перевода одного и того же латинского текста, обучение из монологического регистра переходит в режим диалога.

Латинский язык относится к группе италийских мертвых языков. Большинство терминов произошли именно из латинского языка. Более того, от этого языка произошли многие другие. Римляне жили в Бельгии, Франции, Румынии и т.д.

Инструкция

Изучать латинский язык нужно начинать с изучения алфавита. В латинском алфавите 25 букв. Шесть букв (a, e, i, o, u, y) передают 12 гласных звуков латинского языка. Также в латинском языке 4 дифтонга. Нужно знать, что в латинском языке есть долгие и краткие гласные. Краткость и долготу обозначают с помощью надстрочных знаков: ā – "a" долгое, ă – "a" краткое. Ударение в латинских словах никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение ставится на начальном слоге. В трехсложных и многосложных словах ударение ставится на втором слоге от конца, если этот второй слог долгий. На третьем слоге от конца ударение ставится, если второй слог – краткий. Например, в слове transformatio ударение ставится на "а".

Далее, в латинском языке 4 . В первого спряжения основа заканчивается на «а» долгое (ā). Например, «ornāre», в котором «ornā» - основа, а «re» - суффикс. Суффиксом также может быть «ere». Ко второму спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на «e» долгое (ē), например, «habēre». К третьему спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на согласный, «u» краткое и «i» краткое (ŭ и ĭ), например, «tangere» (основа – «tang»). К четвертому спряжению относятся глаголы на «i» долгое (ī), например, «audīre», где «audī» - основа, а «re» - суффикс.

Глаголы в латинском языке имеют следующие грамматические категории: время (шесть времен: настоящее время, будущее первое, будущее второе, имперфект, перфект, плюскамперфект), наклонение (изъявительное, сослагательное и повелительное), залог (действительный и ), число (единственное и множественное), лицо (1, 2 и 3 лицо). Конечно, изучать каждый раздел нужно постепенно. Однако следует с чего-то начать, например, для начала четыре правильных спряжения. Рассмотрим, как изменяются глаголы I-IV спряжения в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога.

Глагол I спряжения ornāre: orno, ornas, ornat, ornāmus, ornatis, ornānt. Глагол II спряжения tacēre: taceo, taces, tacet, tacēmus, tacētis, tacent. Глагол III спряжения tangere: tango, tangĭs, tangĭt, tangĭmus, tangĭtis, tangŭnt. Глагол IV спряжения audīre: audio, audis, audit, audīmus, audītis, audiuŭt.

Поговорим немного о существительных в латинском языке. Они имеют категорию рода (мужской, женский, средний), числа (единственное, множественное). В латинском языке 6 падежей: Nominativus (именительный падеж), Genetivus (родительный падеж), Dativus (дательный падеж), Accusativus (винительный падеж), Ablativus (отложительный падеж), Vocativus (звательный падеж). У существительных в латинском языке 5 склонений. К первому относятся существительные с основой на ā и ă. Ко второму – на ŏ и ĕ. К третьему – на согласный и ĭ. К IV – на ŭ. К пятому – на ē.

Итак, мы узнали немного о латинском глаголе и существительном. Важно, что теперь, когда мы уже можем немного различать их, с помощью словаря можно перевести некоторые латинские предложения;

Fortuna caeca est – Фортуна слепа;
Epistula non erubescit – Бумага не краснеет;
Mala herba cito crescit – Плохая трава быстро растет;
Amicitia vitam ornat – Дружба украшает жизнь;
Amat victoria curam – Победа любит заботу;
Terra incognita – Неизвестная земля;
Cogito ergo sum – Размышляю, следовательно, существую.

Видео по теме

Источники:

  • изучение латыни

Латынь оказала большое влияние на современные языки романской и германской группы. Многие слова в этих языках имеют латинское происхождение, а латинский алфавит применяется в их письменности. Термины на латыни можно встретить в юриспруденции, медицине, математике и других областях знаний. Известное выражение на латыни гласит: Invia est in medicina via sine lingua latina, что означает «Непроходим в медицине путь без латинского языка».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.