Фонд "Демократия" А.Н. Яковлева прекращает работу


Как с прискорбием сообщает газета «Коммерсантъ», сама тоже давно уже живущая только бесплатной раздачей в «Макдональдсах» (отвесное падение для бывшей деловой газеты богачей) - прекратил работу международный фонд «Демократия», созданный в 1993 году бывшим членом политбюро, одним из идеологов перестройки Александром Яковлевым. Взятая сама по себе, вне контекста, новость может казаться хорошей: лжецы, отравлявшие пространство ядом клеветы на СССР - разошлись, «сатана гулять устал, гаснут свечи, кончен бал»…

КоммерсантЪ пишет, не слишком задумываясь о логике: «Фонд публиковал сборники уникальных советских документов… Сейчас фонд находится в состоянии ликвидации. Мы уже вынуждены отказывать авторам, которые планировали напечататься у нас».

Скажите, я один вижу эту странность? «сборники уникальных советских документов» и «авторы, планировавшие напечататься», современные авторы, к тому же с гонорарами… Простите, ваши авторы писали «уникальные советские документы»? В наши дни и за ваши деньги?!

Так или иначе, чудо-организация закрывается из-за отсутствия средств: «Демократия» отказалась от иностранного финансирования, «чтобы не считаться агентом». Сотрудники уже полгода работали без зарплаты, но последней каплей стало окончание срока бесплатной аренды помещения, которое предоставил фонду еще президент Борис Ельцин.

О закрытии фонда “Ъ” рассказала его президент Наталия Ушацкая. «К сожалению, у нас не получилось найти постоянные источники финансирования,— сказал она.
Международный фонд «Демократия» был создан в 1993 году по инициативе экс-члена политбюро ЦК КПСС, академика РАН Александра Яковлева.

По его замыслу фонд должен был выявлять неизвестные документы по истории России. Одним из главных направлений был поиск документов о сталинских репрессиях и деятельности ВЧК—ОГПУ—НКВД—КГБ. Материалы публиковались в книжной серии «Россия. ХХ век» и одноименном альманахе — в общей сложности вышло более ста томов.

По словам Наталии Ушацкой, фонд зарабатывал на госзаданиях, в частности выполняя работы для Росархива (!).

То есть сочиняя «документы» о деятельности ВЧК—ОГПУ—НКВД—КГБ, или как?! Я бы понял, если бы Росархив выполнял работы для современных авторов-аналитиков, но какие работы могут современные авторы выполнять для Росархива?! Фонды ему пополнять?!

Основное финансирование детище «кулацкого мстителя» Яковлева получал в виде грантов и совместных проектов с зарубежными фондами и университетами.

«После того как в 2012 году был принят закон об иностранных агентах, мы были вынуждены отказаться от таких средств,— сказала Наталия Ушацкая.— Разумеется, мы не хотели, чтобы нас называли агентами». Получить аналогичное финансирование внутри страны историкам не удалось: «Мы пять раз отправляли заявки на президентский грант, но не получили его.

Раньше нам большую помощь оказывал Фонд Ельцина, но недавно и они сократили грантовые программы». Последние полгода сотрудники фонда не получали зарплату, но необратимой ситуация стала из-за проблем с арендой, говорит директор.

«В 1993 году Борис Ельцин распорядился передать фонду помещение на Малой Грузинской на 25 лет. Этот срок истек, и к нашим проблемам прибавились затраты на помещение. Их мы уже не потянем и вынуждены закрыть фонд»,— сказала Наталия Ушацкая.

Отметим, что в распоряжении первого президента РФ говорится об «одобрительном отношении к созданию фонда», а также предписывается «правительству, министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга оказывать международному фонду "Демократия" содействие».

Провалиться бы им пропадом, уж о ком жалеть не станем - так это о птенцах Яковлева и Ельцина! Но вопрос-то шире.

Он - о полной несостоятельности издательской деятельности в современном мире.

Не только оппозиционной, которую давят понятно почему, но и совершенно лояльной, отвечающей всем запросам правящей власти.

Издатель говорит о грантах, как об аксиоме. Нет грантов - нет и выпускаемой издательской продукции. То, что она не может выйти на самоокупаемость - представляется совершенно очевидным фактом в любом диалоге.

Но ведь так же было не всегда, правда?

Чёртовы выродки, не вы ли с вашими изданиями (в «перестройку» более чем окупаемыми) создали мир, в котором ВСЯКОЕ слово отлетает от общества, как от стенки горох? Не вы ли сами выкопали себе могилу, заманив человечество В ЛОВУШКУ ЗООЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗДУМНОСТИ?!

При этом политические вкусы издателя не имели значения. «Красного» автора охотно покупали «белые» читатели, а «белого» - «красные». В 1988 году издательство советской армии выпустило мемуары А.Деникина (конечно, со своими комментариями) - книжка с миллионным тиражом разлетелась, как горячие пирожки…

Конечно, в старого типа обществе книги фонда «Демократия» покупали бы - и вовсе не для того, чтобы с ними соглашаться.

У того, потерянного общества, была культура «хочу всё знать!».

Это создавало постоянный восходящий поток запроса, на котором поднималось любое издательство, если его не репрессировали. Помним: даже в конце 80-х годов книготорговля была одним из самых прибыльных видов бизнеса, магазины типа «Букинист» процветали, а вокруг них толпились частные продавцы самой разной литературы…

А потом появилось новое общество:

>На лабутенах, нах…
И в ох…ных штанах…

Круг интересов нового общества стал чисто-зоологическим. Книгоиздание умерло сразу всё, как и периодика. Попытки перенести в Интернет просветительские публикации - тоже не сработали: читателей мало, и все заходы, скачивания - только бесплатные. И уже неважно, какую идею ты несёшь, потому что отвергнуты оказались все сразу.

Ловушка пост-советского общества в том, что усилиями Яковлевых и их фондов «Демократий» у внушаемых людей искусно и мастерски выработали устойчивое омерзение перед очернённым советским прошлым.

И тем замуровали возврат к тогдашним практикам. Решив, видимо, что есть какой-то другой путь развития, и дверь в прогресс человечества - не одна. Мол, эту заложили, другую откроем…

Но всякая задача, в силу «тоталитаризма науки», имеет только один верный ответ. Неверных - бесконечное количество, а верный - один. И это знает любой, кто искал ответа в конце учебника в школе…

Рассуждая о «плюрализме» верных ответов - мы сформируем только сумасшедших, и никого более. Существует только один плюрализм - связанный с ошибочными решениями. Ошибиться, отвечая «сколько будет 2х2» можно самыми разными числами, миллион вариантов. Но правильно решить пример - только одной цифрой можно…

Эмоционально-накалённая ненависть к советизму не может произвести из себя ответа на вопрос о развитии человека и человечества. Она постоянно натыкается на то, что разумное решение проблем она сама себе запретила, а то решение, которое она разрешает - всякий раз оказывается бредовым.

Бесконечное хождение заплутавшей мысли между петлюрами, столыпиными, бандерами, мироточащими парсунами царей, мальтусами, шопенгауэрами и попперами в итоге имеет удручающий итог: усилия приближаются к бесконечности, вал негатива тоже, а позитивный результат умствований - нулевой.

Бодро и безапелляционно заявив, что «советизм - плохо», антисоветизм не дал, да и не мог дать ответа на вопрос - а что же хорошо? Он растёкся прокисшей мыслью по древу разнообразных фашизмов, апартеидов, опиумных войн и миров, социал-дарвинистических зверств и шаманского слабоумия.

Фонд Яковлева и Ельцина, «Демократия» - закрывается потому, что нет больше желающих с ним соглашаться или его опровергать. Ведь издательское дело в равной мере живёт как теми, так и другими. Если у тебя сторонников мало - то въедливые мыслью противники выручат!

Сформировался зоологический консенсус власти и общества, в котором работа человеческой мысли в любом из её высоких форматов не интересна никому. СМИ кормятся порнографией и кулинарными рецептами, духовная сфера сменена метафизикой низости «Дома-2»…

Итак, что случилось?

Был базовый интерес людей к знанию, к новому.

Он кормил издателей много веков.

Он пугал самые разные власти много веков.

Он создавал и культуру, как таковую, и независимость культуры от костылей и протезов «административного ресурса»: поэт, писатель, мыслитель, философ могли дистанцироваться от власти, составляли альтернативную политической элиту.

И вот теперь этот интерес людей к новинка человеческой мысли, вдохновлявший творцов и правдоискателей, пугавший власти всех уровней - исчез. Иссяк.

А представьте себе, что руководство ресторана заявило бы, что ресторан закрывается, потому что перестал получать гранты от властей! Это было бы смешно - потому что рестораны, в основном, самоокупаемые. Они боятся, скорее, что у них власть отберёт выручку, чем того, что власть им денег не даст.

Почему издательство не может быть таким же самоокупаемым, как ресторан? Ведь они (издательства) веками были самоокупаемыми и прибыльными - опираясь на потребность людей мыслить, а не на содержание от правительства. Даже я, не самый старый, ещё помню, что газеты издавались - и их раскупали. Журналы издавались - и их тоже раскупали. А книжные издательства?

Было издательство Сытина, знаменитое, и Сытин бы предпринимателем, а не госслужащим.
Или вот был Катков, Михаил Никифорович, у него было издательство «Издатель М. Н. Катков», типография Каткова и Ко, он был не только редактор, но и издатель «Московских ведомостей» и «Русского вестника».
Ф. Булгарина презирали - подозревая, что он берёт деньги у правительства на свои издания. Он один такой был - все остальные работали частным порядком, опираясь на читательский, а не на правительственный интерес. Куда всё это пропало? А ведь в царской России, напомню, большинство населения было неграмотным, но издатели выживали. А в РФ - все поголовно грамотны (якобы) - а книгоиздатель канючит зарубежные или городские гранты…

Боюсь, мы не осознаём до конца фундаментального значения угасания интереса у людей к человеческой мысли, документальной и художественной. Мы не осознаём, какая это бомба под человеческой цивилизацией, когда ресторан может оставаться самоокупаемым, а газета, журнал, издательство или сайт - уже нет…

Трудно переоценить значение Книги и книжности в истории человеческой цивилизации. Современный человек, для которого вся сфера чтения стала глубоко маргинальной, даже не в состоянии до конца осознать - какое значение имели самые разные Книги в формировании человеческого феномена.

Да, книги порой лгали, порой занимались мракобесием. Но в опровержении их (сперва прочитанных) - рождалась истина, как и вообще она рождается в споре компетентных людей.

Это смена биологического вида.

В такую ловушку заманил людей фонд «Демократия», много лет вравший об «ужасах советизма», и в итоге - оглянувшись, увидевший себя в мёртвой и отравленной пустыне.

Вы хоть понимаете, что натворили, придурки?!

Вы залезли человечеству в мозг, не понимая, как устроен мозг, и в итоге организовали тотальную лоботомию.

Вы сформировали систему, ненавидящую «умников», рассуждающую, что чем человек тупее - тем лучше. Мол, меньше вопросов о справедливости задавать будет, властям спокойнее...

Если дворяне делали исключение хотя бы для своих детей, то вы (урождённые хамы) - и своих детей вырастили такими же свинопотамами, как и майданная гопота. Отличие между быдлом низа и быдлом верха - только в толщине кошелька!

Итог: издатели остались в пустоте, в которой больше нет ни соглашающихся, ни оппонентов. Исчерпали интерес человека к мысли и мышлению.

Свели человека на уровень хомяка и рыбы, на уровень простейших существ.

Посидели пол-года без зарплаты, а потом разошлись тихо в никуда.

Может быть, вам, клеветникам, приснится перед смертью Книга, которую вы убили…

Прекратил работу международный фонд «Демократия», созданный в 1993 году бывшим членом политбюро, одним из идеологов перестройки Александром Яковлевым. Фонд публиковал сборники уникальных советских документов. Организация закрывается из-за отсутствия средств: «Демократия» отказалась от иностранного финансирования, «чтобы не считаться агентом». Сотрудники уже полгода работали без зарплаты, но последней каплей стало окончание срока бесплатной аренды помещения, которое предоставил фонду еще президент Борис Ельцин.
О закрытии фонда “Ъ” рассказала его президент Наталия Ушацкая. «К сожалению, у нас не получилось найти постоянные источники финансирования,— сказал она.— Сейчас фонд находится в состоянии ликвидации. Мы уже вынуждены отказывать авторам, которые планировали напечататься у нас».

Международный фонд «Демократия» был создан в 1993 году по инициативе экс-члена политбюро ЦК КПСС, академика РАН Александра Яковлева. По его замыслу фонд должен был выявлять неизвестные документы по истории России. Одним из главных направлений был поиск документов о сталинских репрессиях и деятельности ВЧК—ОГПУ—НКВД—КГБ. Материалы публиковались в книжной серии «Россия. ХХ век» и одноименном альманахе — в общей сложности вышло более ста томов.

По словам Наталии Ушацкой, фонд зарабатывал на госзаданиях, в частности выполняя работы для Росархива. Однако основное финансирование он получал в виде грантов и совместных проектов с зарубежными фондами и университетами. «После того как в 2012 году был принят закон об иностранных агентах, мы были вынуждены отказаться от таких средств,— сказала Наталия Ушацкая.— Разумеется, мы не хотели, чтобы нас называли агентами». Получить аналогичное финансирование внутри страны историкам не удалось: «Мы пять раз отправляли заявки на президентский грант, но не получили его. Раньше нам большую помощь оказывал Фонд Ельцина, но недавно и они сократили грантовые программы». Последние полгода сотрудники фонда не получали зарплату, но необратимой ситуация стала из-за проблем с арендой, говорит директор. «В 1993 году Борис Ельцин распорядился передать фонду помещение на Малой Грузинской на 25 лет. Этот срок истек, и к нашим проблемам прибавились затраты на помещение. Их мы уже не потянем и вынуждены закрыть фонд»,— сказала Наталия Ушацкая. Отметим, что в распоряжении первого президента РФ говорится об «одобрительном отношении к созданию фонда», а также предписывается «правительству, министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга оказывать международному фонду "Демократия" содействие».
https://www.kommersant.ru/doc/3628765

Публикации фонда.

В России прекратил работу международный фонд «Демократия», созданный в 1993 году бывшим членом политбюро, одним из идеологов перестройки Александром Яковлевым. Фонд публиковал сборники уникальных советских документов. Организация закрывается из-за отсутствия средств: «Демократия» отказалась от иностранного финансирования, «чтобы не считаться агентом». Сотрудники уже полгода работали без зарплаты, но последней каплей стало окончание срока бесплатной аренды помещения, которое предоставил фонду еще президент Борис Ельцин.


О закрытии фонда “Ъ” рассказала его президент Наталия Ушацкая. «К сожалению, у нас не получилось найти постоянные источники финансирования,- сказал она.- Сейчас фонд находится в состоянии ликвидации. Мы уже вынуждены отказывать авторам, которые планировали напечататься у нас».

Напомним, международный фонд «Демократия» был создан в 1993 году по инициативе экс-члена политбюро ЦК КПСС, академика РАН Александра Яковлева. По его замыслу фонд должен был выявлять неизвестные документы по истории России. Одним из главных направлений был поиск документов о сталинских репрессиях и деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. Материалы публиковались в книжной серии «Россия. ХХ век» и одноименном альманахе - в общей сложности вышло более ста томов.

По словам Наталии Ушацкой, фонд зарабатывал на госзаданиях, в частности выполняя работы для Росархива. Однако основное финансирование он получал в виде грантов и совместных проектов с зарубежными фондами и университетами. «После того как в 2012 году был принят закон об иностранных агентах, мы были вынуждены отказаться от таких средств,- сказала Наталия Ушацкая.- Разумеется, мы не хотели, чтобы нас называли агентами». Получить аналогичное финансирование внутри страны историкам не удалось: «Мы пять раз отправляли заявки на президентский грант, но не получили его. Раньше нам большую помощь оказывал Фонд Ельцина, но недавно и они сократили грантовые программы». Последние полгода сотрудники фонда не получали зарплату, но необратимой ситуация стала из-за проблем с арендой, говорит директор. «В 1993 году Борис Ельцин распорядился передать фонду помещение на Малой Грузинской на 25 лет. Этот срок истек, и к нашим проблемам прибавились затраты на помещение. Их мы уже не потянем и вынуждены закрыть фонд»,- сказала Наталия Ушацкая. Отметим, что в распоряжении первого президента РФ говорится об «одобрительном отношении к созданию фонда», а также предписывается «правительству, министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга оказывать международному фонду "Демократия" содействие».

«Для меня лично это крайне печальная новость,- сообщил “Ъ” историк, директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.- Это, безусловно, была чрезвычайно важная институция, которая подготовила огромное количество фундаментальных сборников документов по советской истории». Особую печаль у историка вызывает тот факт, что ряд книжных серий теперь останется незавершенным. «У них вышли первые тома сборников про польское подполье и экономику советской Прибалтики. Предполагалось, что выйдет еще по два-три тома, мы их очень ждали»,- сказал он. По словам господина Дюкова, деятельность фонда Яковлева - «неоценимый вклад в российскую историческую науку». «Они заложили фундамент, на котором историки будут работать еще многие десятилетия»,- подчеркнул он.

Александр Черных

Двухтомник Александра Яковлева - второе, расширенное издание мемуаров «отца перестройки», менее года назад уже выходивших в вагриусовской серии «Мой XX век». На этот раз читатель, помимо основного текста, увидит то, ради чего копья ломались. В книгу включена солидная подборка документов: от выступления А.Яковлева на заседании Политбюро по поводу статьи "Не могу поступаться принципами" до письма В.В.Путину касательно аграрной реформы. Больше всего документов относится к 1990-1991 годам - всякий может сравнить собственные воспоминания и газетные статьи тех лет с тем, как на самом деле делалась политика. Конечно, в книгу включены в основном те документы, что объясняют и оправдывают поступки мемуариста, но тем они интереснее...

Воспоминания А.Н.Яковлева стоит читать параллельно с «Архипелагом ГУЛАГ» А.И.Солженицына. История России XX века приобретает в этом случае удивительную стереоскопичность. И та, и другая книга - обвинительный акт против советской системы. Но если «Архипелаг» говорит прежде всего о том, как советское государство уничтожало людей, то книга Яковлева посвящена тому, как система калечила души людей. В отличие от Солженицына, Яковлев не оставляет читателю ни надежд, ни иллюзий. Александр Исаевич, если отбросить частности, рассказывает в «Архипелаге» историю не столько террора, сколько Сопротивления. Александр Николаевич на примере собственной судьбы повествует, как в тоталитарно-террористическом государстве обычные люди умудрялись выжить и даже достичь степеней известных - в том случае, если не сопротивлялись.

Поэтому книга Яковлева - чтение куда более тягостное и неприятное. В известном смысле всякий, кто вступил в сознательную жизнь до перестройки, испытал то же, что и автор. Выбор-то был невелик: или вписываться в Систему, или оказаться на обочине жизни. Компромисс с собственной совестью был условием выживания. Торговаться можно было только о степени компромисса.

По Яковлеву, сердцевиной всей советской системы было двоевластие - двоевластие партии и карательных органов. Двоевластие держалось на страхе - карательные органы были всесильны, но идеологическую санкцию на расправу давала партия. Обе структуры жестко контролировали друг друга, обслуживая режим личной власти первого лица в государстве. Изначально - Сталина, который и придумал этот механизм (этакий отечественный вариант "системы сдержек и противовесов"), но после его смерти машина эволюционировала самостоятельно. И хотя ко временам застоя место Отца народов занимал узкий слой высшей партийной бюрократии, а методы стали менее бесчеловечными, суть не изменилась. По сути, советское общество держалось на принципе взаимного гарантированного уничтожения. Это подтверждает история августовского путча 1991 года. В интерпретации Яковлева, инициатива реванша вызрела в недрах КГБ, хотя выражал путч интересы «военно-партийной элиты». Сам же партийный аппарат находился к этому моменту в прострации, ибо в КПСС наметился раскол между «фундаменталистами» и «демократами». Фактически в последние несколько месяцев перед августом 1991 года спецслужбы пытались перехватить власть. Нарушение равновесия привело к катастрофе - страну взорвало изнутри.

Что же не сработало? Ведь, казалось бы, механизм террора в любой момент можно было запустить на полную катушку. Оказывается, люди. По какому-то недосмотру у них сохранился такой рудимент, как совесть. Двоевластие в сочетании с невыкорчеванной совестью закономерно вело к двоемыслию. Двоемыслие - это не когда говоришь одно, а делаешь другое. Двоемыслие - это когда думаешь одновременно прямо противоположное. Неотъемлемый признак советского человека, который, как убежден Яковлев, все же существовал. Может быть, самые сильные страницы книги - это рассказ о том, как из юного Саши Яковлева, вчерашнего фронтовика, творили этого советского человека. Творили просто и незамысловато: сначала сталинская стипендия. Потом облвоенкомат назначает его, еще студента, завкафедрой военно-физической подготовки. «А это все-таки уже не граммы, а килограммы сахара, масла, крупы, мяса» . Проходит еще немного времени - направление в Высшую партийную школу. После этого Яковлев становится уже завотделом обкома партии.

«К 1500 рублям официальной зарплаты добавился пакет с 3000 рублей, с которых не надо было платить н налоги, ни партийные взносы» ... Если кто не знает: в стране в те годы, вообще-то говоря, есть было нечего. Советская власть покупала людей просто - возможностью жить по-человечески. Остальные тайком копали мерзлую картошку или собирали колоски - под угрозой оказаться в лагере.

В итоге «мы, как и многие другие, ...были типичными советскими людьми, жертвами киселеобразной, но беспощадной ‘коллективизированной совести’ , - пишет Яковлев. - Брежнев был прав, когда говорил, что появилась новая общность людей - советский народ, то есть народ с коллективизированной совестью. Ибо большинству ничего не стоило аплодировать расстрелам, требовать смерти вчерашним закадычным друзьям собутыльникам...» А особенно тем, кто делал карьеру в условиях «партийно-чекистской клетки» . Чем дольше человек живет «в этом коллективном зверинце, тем все меньше замечает происходящие в нем самом перемены, пока, наконец, не начинает считать самого себя, свои взгляды, отношения, оценки вполне правильными и естественными. Постепенно они начинают совпадать с партийно-государственным мнением. Когда рабство оказывается для человека своим домом, человек перестает ощущать себя рабом. Именно так и происходило со всеми нами...» , - замечает Яковлев.

К чести Яковлева, он попытался вырваться из этого порочного круга. Все, что он делал и делает с середины восьмидесятых - попытка покаяния, стремление вырваться из оков. Сама книга, конечно, никакие не мемуары - скорее, политическое завещание еще действующего политика.


Полный текст книги на сайте "Архив Александра Яковлева" (pdf)
[На сайте лежит другое издание автобиографии, выпущенное в 2005 г. издательством "Материк" под названием "Сумерки" . В него не входят документы, включенные в двухтомник "Омут памяти" ]

Том первый
Свобода - моя религия
О себе и отчем доме
Часть первая. Коренное неустройство
Глава первая. Петр Столыпин
Глава вторая. Февральская революция
Часть вторая. Октябрьская контрреволюция
Глава третья. Песнь ненависти и мести
Глава четвертая. Мировой пожар в крови
Глава пятая. Никита Хрущев
Глава шестая. Леонид Брежнев
Глава седьмая. Гельмут Коль долго смеялся
Часть третья. Реформация
Глава восьмая. Болото, покрытое ряской
Глава девятая. Омовение свободой
Глава десятая. Чужие дураки - смех, свои дураки - стыд
Глава одиннадцатая. Остановить Яковлева
Глава двенадцатая. Последний съезд КПСС
Глава тринацатая. Двоевластие
Глава четырнадцатая. "Вы сеете фашизм..."

Том второй
Глава пятнадцатая. Михаил Горбачев
Глава шестнадцатая. Теперь все смелые
Часть четвертая. Страна зыбучих песков
Глава семнадцатая. Бурно и сумбурно
Будущее уже было, прошлое еще будет

Приложения
Письмо В.Семичастного в ЦК КПСС
О съезде писателей в июне 1986 г.
Тезисы выступления А.Н.Яковлева на Политбюро
ЦК КПСС по поводу статьи в "Советской России" "Не могу поступаться принципами"
Из стенограммы Второго съезда народных депутатов СССР
Выступление А.Н.Яковлева на Пленуме ЦК КПСС
Из стенограммы XXVIII съезда КПСС
Из статьи "Ловушки для нашей демократии"
Письмо М.С. Горбачеву
Открытое письмо к общественности
Документы, связанные с исключением из КПСС
Открытое письмо "Об опасности реваншизма"
Выступление на митинге у здания Моссовета
Заявление старшего советника юстиции И.Шеховцова Генпрокурору РФ
Из стенограммы заседаний Конституционного суда по делу КПСС
Постановление о прекращении уголовного дела в отношении А.Н.Яковлева
Тезисы выступления (подготовлены по просьбе Б.Н.Ельцина и переданы ему 4 июля 1993 г)
Письмо Б.Н.Ельцину 2 июля 1993 г.
Письмо Б.Н.Ельцину 5 августа 1993 г.
Письмо Б.Н.Ельцину 5 марта 1994 г.
Письмо Б.Н.Ельцину 28 февраля 1996 г.
По поводу "Пакта о стратегическом компромиссе"
Письмо Б.Н.Ельцину 12 июня 1996 г.
Обращение к общественности (август 1996 г.)
Выступление на Конгрессе интеллигенции 17 декабря 1997 г.
Встряхнуть Россию, как коврик. Выступление на московской научно-практической конференции "Век отечественной социал-демократии" (к 100-летию Первого съезда РСДРП). 14 марта 1998 г.
Письмо В.В.Путину (апрель 2000 г.)
Выступление на митинге в День памяти репрессированных
Выступление на Конгрессе интеллигенции 23 ноября 2000 г.
Выступление на презентации первого издания книги "Омут памяти"

Этот фонд был основан Александром Николаевичем Яковлевым, выдающимся соратником М.С. Горбачева, убеждённым сторонником демократического преобразования России, ещё в 1993-ем году. Пока он был жив и поддерживал фонд «Демократия», тот, можно сказать, процветал, концентрируя усилия на исследованиях истории репрессий в Советской России. Он также привлекал зарубежную помощь, сотрудничая с иностранными университетами и общественными организациями. Но в 2017 г., когда появилась опасность стать иностранным агентом, фонд прекратил привлекать средства из-за рубежа. После этого «Демократия» ещё получала помощь от Ельцинского центра, уже совсем недавно - от фонда Кудрина. А не так давно вышел срок бесплатной аренды помещения, выданной ещё Ельциным на 25 лет. Наконец, на прошлой неделе, «Демократия» объявила о своём закрытии.

Признаюсь, до этого я ничего не знал о фонде «Демократия». Узнал только по поводу закрытия. Но, честно говоря, был этим крайне расстроен. Неужели нам больше не нужен этот фонд.

Когда-то, работая над проблемой рыночных преобразований в 90-х годах, я был искренне убежден, что для успеха этих преобразований они должны иметь две стороны: 1) переход от плановой к рыночной экономике; 2) от административно-командной политической системы - к демократии. Первой и более важной я считал рыночную экономику. Признать, и сейчас так считаю. Но я также признавал важность демократии и необходимость её для эффективного развития рыночной экономики.

Сейчас рыночная экономика есть, хотя и не слишком эффективная. С демократией так получалось, что более или менее полное её функционирование проявилось в 1991-93 годах, когда шла борьба между президентом Ельциным и демократическим меньшинством Съезда народных депутатов и его не слишком уж демократическим большинством. Как известно, эта борьба закончилась после роспуска Съезда президентом Ельциным в сентябре 1993-го года, схваткой 3-4 октября, референдумом по Новой Конституции 1993-го года, поныне действующей, хотя и с рядом изменений, и выборами Государственной Думы по этой Конституции.

После этого в России установился политический режим, как я бы сказал «дефектной демократии» (в терминах В. Меркеля и А. Круассана), который просуществовал до 2000-го года.

Затем у нас установился при почти той же Конституции режим более близкий к авторитаризму. Его развитие к настоящему времени, особенно после 2012-2014 гг., когда упали темпы роста экономики, свидетельствует о потребности в переменах. По моему мнению, прежде всего, пусть в постепенных, но демократических реформах, в экономической и политической конкуренции.

И в это время закрывается фонд «Демократия», детище одного из самых выдающихся русских демократов ХХ века А. Н. Яковлева. Что-то есть в этом алогичное.

Мне бы хотелось возрождения «Демократии», может быть в другой форме, но как общественного института, продолжающего прежний опыт и разворачивающего новые формы работы, именно в развитии демократии, обеспечивающего сосуществование разных взглядов и их работу в управлении страной. Пусть будут маленькие взносы, но много членов организации, основанной А. Н. Яковлевым. Давайте подумаем над этим.

До встречи,
Евгений Ясин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.