Окно овертона простыми словами. «Буква убивает», или Окна Овертона в действии

В последнее время в русскоязычном сегменте интернета появилось несколько достаточно интересных статей, раскрывающих суть той методологии управления обществом с помощью СМИ. Теория называется «окно Овертона» по имени исследователя ее создавшего. Данная теория достаточно аргументировано описывает то, какие методы социально-информационного управления человеком и обществом евроатлантический центр мировой власти последние приблизительно сто лет использует для достижения своих целей по дегуманизации, растлению, обезличиванию и разчеловечению человека и общества.

Суть открытия Овертона состояла в том, что он разработал и описал технологию изменения отношения общества к некогда абсолютно запретным (находящимся в зоне табу) для этого общества вопросам. Это то, что в христианской традиции называется грех. Овертон показал, как в течение некоторого времени, используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью центральных СМИ можно незаметно для любого общества расширить область приемлемого и, соответственно, сузить область греха (табу).

Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей, которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии десакрализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой. Движение становится для общества незаметным потому, что происходит растянуто, на протяжении нескольких лет, но при активной промывке мозгов СМИ.

Шаг первый

Первой стадией «окна Овертона» является перевод явления из области «немыслимое» в область «радикальное». Берется любое явление, которое категорически не приемлется обществом, находится в зоне греха или табу. Например, каннибализм, инцест, содомия, гомосексулизм и т.д. Незаметно для общества на каком-нибудь конкретном и общественно раскрученном примере (скандале или серии запрограммированных событий) одна из таких тем начинает активно обсуждаться, ставя при этом вроде благую цель – а что в том или ином явлении такого плохого, запретного, что оно находится в зоне табу или греха? Почему это делать нельзя? Мы же видим, что например, вот эти люди это делают, они при этом счастливы и никого не задевают?

Так формируется повестка: эта тема, конечно, запретная, но не настолько, чтобы мы о ней не могли говорить – мы же люди свободные, сознательные, наша цивилизация высокоразвитая, тем более, у нас свобода слова, поэтому мы можем поговорить и о запретном. А почему бы и нет? «Результат первого движения «окна Овертона»: неприемлемая тема введена в оборот , табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы - созданы «градации серого».

Так происходит перевод проблемы из области запретного в область радикального (первая стадия «окна Овертона), когда тема все еще считается находящейся в зоне греха или табу, но о которой уже можно говорить и, главное, высказывать свое личное мнение, не опасаясь последствий. В качестве аналогичных приемов расширения «окна Овертона» в России можно напомнить два последних информационных скандала – вопрос телеканала «Дождь» о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС. Это два типичных случая первой стадии «окна Овертона» – попытка вывести тему из зоны табу (греха) и начать попробовать ее пообсуждать. Если только общество соглашается на этот первый шаг, остальные стадии уже запрограммированы. Общество уже проиграло.

Однако ответной жесткой реакцией на эти два выпада мировой закулисы по размыванию российской идентичности общество показало, что оно не готово обсуждать эти темы как явно кощунственные и находящиеся в зоне табу. Т.е. в ответ на первые провокации, цель которых заключалась именно в том, чтобы проверить состояние нравственного здоровья российского общества, в ответ наше общество продемонстрировало высокую степень сопротивляемости информационным вирусам.

Шаг второй

Вторая стадия разворачивания «окна Овертона» с одной стороны, создание эвфемизма и замена первоначального смысла табуированного (греховного) явления (или придание первоначальному слову другой, новой положительной смысловой окраски), с другой, нахождение исторического (известной личности или события) прецедента, который бы оправдывал в глазах части общества данное явление, типа, «ну что тут говорить, мы все не без греха».

Шаг третий

На третьей стадии «после того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать «окно Овертона» с территории возможного в область рационального». На этой стадии происходит дробление прежде единой и цельной проблемы (греха, табу) с одной стороны, на множество видов и подвидов – одни из которых очень ужасны и недопустимы, а другие даже вполне допустимы и милы, с другой, на множественность точек зрения на данную проблему, когда по крайним флангам расставляются нерукопожатные радикалы, но которых высокоразвитое общество должно терпеть, и вполне респектабельные фронтмены, которых принимают в лучших домах «Парижа и Лондона».

Например, в общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. «На крайних флангах размещают пугала – специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных противников – то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства – стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал – активно создавать образ сумасшедших психопатов – агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров.

Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации». Например, проявление этой стадии мы наблюдаем сегодня на Украине. «При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей». «Ученые» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше» .

Шаг четвёртый

На четвертой стадии разворачивания «окна Овертона» происходит легализация ранее запретной темы, явления – оно становится главной темой ток-шоу и новостных выпусков, людей погружают в обсуждение этой темы, тем самым создавая привыкание.

Шаг пятый

К пятому этапу движения «окна Овертона» переходят, когда тема в обществе разогрета до такой степени, что ее можно перевести из категории популярного в сферу актуальной политики. «На этой стадии «начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени». Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников того или иного табу и желающих легализовать этот грех. «Это фирменное блюдо либерализма - толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений. Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением».

Оценивая данную теоретическую конструкцию с исторической точки зрения, можно сказать, что она имеет очень сильную верификацию. Если посмотреть на то, как на Западе происходила и происходит легализация всех мыслимых и немыслимых форм греха (табу) – содомии, педофилии, инцеста, эвтаназии и т.д., то мы увидим, что именно таким образом это и происходило – от перевода из области немыслимого в область радикального, потом возможного и обсуждаемого до окончательной легализации в виде законов, обязательных к исполнению.

Как мы говорили в самом начале, данную теорию можно применить к абсолютно разным явлениям. На наш взгляд, достаточно интересным с точки зрения теории Овертона является избрание президентом США темнокожего Обамы. Напомню, согласно переписи населения США в 2011 году белые американцы составляли 64% от общего населения США (десять лет назад их было 69%). Чернокожее население за десять лет выросло на 12% и составило почти 13%. Т.е. президентом США, президентом большинства стал человек, представляющий подавляющее меньшинство. Вот первая стадия движения «окна Овертона» – президентом США может стать афроамериканец.

Все хорошо, мы же не расисты. Однако, несомненно, далее последует расширение «окна Овертона». После чего, скорее всего, через одного президента, президентом США станет белый гомосексуалист, а еще через пару поколений – транссексуал. О том, что теория Овертона работает, говорит и следующий факт. 14 февраля на мировых информационных лентах появилось следующее сообщение: «Предмет с названием «инцест» станет программным во всех начальных школах Норвегии. Об этом заявила на днях министр детей и гендерного равноправия Норвегии Инга Марте Тхурдкильдсен по общенациональному ТВ Норвегии. За основу школьного предмета “инцест” взята программа, которая уже прошла апробацию в одной из школ провинции Вестфолла. Министр считает, что все дети страны должны уже в начальной школе пройти соответствующее сексуальное обучение. Главная задача, как чиновница ее понимает, – это взломать табу и немедленно ввести данный предмет во все младшие классы. “В Норвегии существует социальная традиция – инцест и мы должны решиться говорить об этом с детьми с первого класса”, – считает министр. Она также потребовала подготовить специалистов-преподавателей для уроков по инцесту в самое ближайшее время для всех школ Норвегии».

Юрий Баранчик

Случалось, ли Вам слышать от старшего поколения занудное «А вот в наши времена…». Думаю, да. Чаще всего после этой фразы следует перечисление всего, что не могли себе позволить в недалеком прошлом те, кто сокрушается на времена настоящие.

Не целовались на людях, не занимались сексом до брака, не носили откровенную одежду. А как получилось, что раньше все эти действия подвергались общественному порицанию, а сейчас — нет? что такого произошло и когда случился этот переломный момент? Ответ есть у социологов.

Немного истории про «Окно Овертона»

Окно Овертона простыми словами – это механизм, который позволяет менять общественное сознание. Теорию, согласно которой в общество можно внедрять любые бесчеловечные идеи, выдвинул профессор-социолог Джозеф Овертон. Он описывал поступательный характер насаждения, согласно которому социум незаметно для себя подготавливается к полному принятию новых взглядов. Модель состоит из шести ступеней восприятия идеи:

  • немыслимо;
  • радикально;
  • приемлемо;
  • разумно;
  • стандартно;
  • действующая норма.

Данная схема была актуальна на всех этапах существования человечества. В древние времена она использовалась интуитивно, а во времена информационных технологий обрела точные механизмы воздействия.

Средства массовой информации, киноиндустрия, литература – вся современная культура может стать инструментами легализации антиморальных идей. Можно рассмотреть, как проходило через ступени окна Овертона суждение о гомосексуализме. Раньше такая форма взаимоотношений была недопустимой, а в наши дни идея однополой любви стала нормой.

Все началось с разговоров в СМИ о том, что гомосексуализм – не причина подвергать представителей меньшинства гонениям. Ведь если другие люди отличаются от большинства, их никто за это осуждает (слишком худые или толстые, выше или ниже других).

Далее последовало внедрение мысли о том, что гомосексуализм – естественно, пусть пока и непривычно. Затем становится известно, что многие деятели культуры, шоу-бизнеса и даже политики – представители секс-меньшинств. Через какое-то время общество не хватается за голову, видя упоминание о геях и лесбиянках.

Отлично закрепили этот эффект трансляции массовых парадов за однополые браки и новости об их легализации в передовых странах. И вот, спустя каких-то полвека то, что раньше казалось немыслимым, сегодня – нормальное положение вещей.

По мнению социологов, эта модель – прекрасный инструмент манипулирования общественным сознанием.

В ученых кругах считается, что на сегодняшний день проводится работа по внедрению идей педофилии, инцеста и детской эвтаназии. Это немыслимо! Главные законы успешного проведения идеи через окно Овертона – постепенность и незаметность. Именно так насаждаются любые неприемлемые ранее суждения. Общество до конца будет уверено – оно свободно и мыслит самостоятельно. А противники уже общепринятых идей станут изгоями и дикарями со стереотипным мышлением.

Пофантазируем на конкретном примере

Давайте рассмотрим, как бы выглядела популяризации идеи каннибализма при помощи окна Овертона. Если начать внедрять в массы суждение о том, что каннибализм — норма, общественность, безусловно, запротестует. Поэтому (теоретически) это будут делать постепенно и незаметно (главные принципы окна). Для этого сначала нужно будет просто начать разговаривать на запретную тему в любом ключе. Например, в научном.

Для этой цели реально организовать съезд ученых-этнографов, выступающих с докладами о племенах-каннибалах. Событие осветят СМИ, публикуя экспертные мнения ученых о каннибализме в рамках их компетенции. Таким образом, первый этап «немыслимо» пройден – лед тронулся. Что делать дальше?

Теперь важно продолжить упоминания о запретной теме. На этапе «радикально» нужно ввести в информационное поле представителей общества, которые высказываются положительно об идее каннибализма. Это может быть сообщество в интернете или другие радикальные движения. Неважно, что основная часть социума посчитает их психопатами. Главное, что об этом будут все чаще упоминать в СМИ, а значит, окно Овертона движется в нужном направлении.

Основная задача на этапе перехода от «радикального» к «возможному» – замена основных понятий более лояльными (эвфемизмами). Не каннибал и людоед, а антропофаг. Позже этот термин могут признать оскорбительным и заменить его на «антропофила».

Цель введения эвфемизмов – отвлечь внимание общества от содержания проблемы на ее форму.

Параллельно с этим обществу предоставляются исторические примеры, подтверждающие нормальность явления. Доказательствами нормы антропофилии могут послужить:

  • факт (реальный или выдуманный — неважно) о матери, которая напоила страдающих от жажды детей своей кровью;
  • мифы древней Греции и Рима, в которых кто-то вечно поедал себе подобного;
  • ритуальное испитие крови и плоти своего бога в христианской церкви.

На этом этапе возможно создать закон о допустимости антрофилии в особых случаях (голода или по медицинским показаниям).

Вывести идею на уровень «приемлемо» поможет контент-поддержка и подключение медийных персон к теме. Новости и ток-шоу уже вовсю говорят об антропофилии, публичные личности выступают за или оказываются представителями данного движения.

Сюжеты художественных фильмов и книг строятся вокруг антропофилии, в СМИ можно услышать о том, что антропофилы не виноваты – их спровоцировали. На ТВ транслируются репортажи митингов и маршей за антропофилию.

Четвертый этап переводит идею из «приемлемой» в «разумную». Приводятся аргументы, что все допустимо в меру. И если не злоупотреблять антропофилией, то она вполне нормальна. Для легализации преступников используют прием их очеловечивания через характеристики, которые не связаны с запретной идеей.

Приводятся аргументы, что антропофилы – творческие люди, у них высокий интеллект, а их наклонности – всего лишь последствие воспитания.

На пятом этапе «стандартно» общество не считает движение антропофилов чем-то вопиющим. Многие занимают нейтральную позицию, высказывая что-то вроде «Я не такой, но, если кому-то так нравиться — пусть».

Тема уже достаточно подогрета для шестого этапа «действующая норма» и ее актуализации в политическом поле. Начинают появляться данные соцопросов, подтверждающие высокий процент поддержки у антропофилов. Идея лоббируется на законодательном уровне, политики говорят пылкие речи о необходимости узаконить поедание людей.

В этот момент общество уже не видит, что ими манипулируют. Остатки здравомыслящих, которые выступают категорически против объявляют нетерпимыми к меньшинствам.

Мы только что описали окно Овертона простыми словами. Приведенный пример – лишь утрированная иллюстрация действия этого механизма. Даже при поэтапном описании в рамках статьи идея каннибализма остается за пределами понимания здравомыслящего человека. Нужно учитывать тот факт, что технология эта рассчитана на десятилетия планомерной поступательной работы над изменением массового сознания.

Если внимательно присмотреться к событиям прошлого и настоящего, можно увидеть реальные примеры действия окна Овертона:

  1. В 2006 году в Нидерландах была создана партия «Милосердие, свобода и разнообразие», которая ратовала за снижение возраста согласия с 16 до 12 лет (а затем за его полную отмену), легализацию зоофилии, тяжелых наркотиков и право появляться обнаженным в общественных местах.
  2. Внедрение идеи «высшей расы» времен нацистской Германии через научные работы этнографов, лингвистов и археологов.
  3. Популяризации проституции через индустрию кино (фильмы «Красотка», «Список клиентов», «Покидая Лас-Вегас»).

Не исключено, что окно Овертона – всего лишь плод богатого воображения параноиков, которым во всем видится всемирный заговор. В любом случае, не нужно принимать любую информацию извне за чистую монету. А как следует пропускать ее через свои собственные, никем не контролируемые моральные ценности.

12 В жизни довольно много странных вещей, которых становится со временем всё больше. Однако, многие из нас занятые работой, домом и другими малозначащими делами, не обращают на окружающий их "большой" мир совершенно никакого внимания. Тогда, как этот самый мир их пристально изучает, и придумывает, как сделать из нас послушное стадо баранов. Сегодня мы поговорим об ещё одном способе, это Окно Овертона , что это простыми словами, я вам расскажу немного ниже. Рекомендую добавить наш полезный во всех смыслах ресурс сайт в свои закладки, чтобы не пропустить полезной инфы .
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы посоветовать вам ознакомиться с ещё парой популярных публикаций по тематике наука и образование. Например, что такое Прерогатива , что означает Стереотип , что значит Эквипенисуально , как понять слово Экстаз и т. п.
Итак, продолжим, что значит Окно Овертона ?

Окно Овертона - это технология программирования человечества для легализации любой идеи, от каннибализма до педофилии


Окно Овертона - это особая теория, основывающаяся на гибкости человеческой психики, в которую можно легко внедрить любую, даже самую невероятную идею


Это идея, впервые была придумана политологом (кто же ещё) Джозефом Овертоном , он считает, что для любой политической проблемы существует ряд социально приемлемых позиций, которые заметно уже, чем диапазон возможных позиций. Позиции в окне Овертона рассматриваются, как "основные" и "бесспорные", в то время как те, что находятся за его пределами, определяются, как "шокирующие ", "расстраивающие " и "опасно радикальные". Ключевым моментом является то, что при социальном давлении окно Овертона может со временем изменяться. Например сегодняшние ультрас могут постепенно стать вполне умеренными в глазах общества через определённое время.

Только представьте, всего несколько десятилетий назад идея однополых браков была почти невозможна для понимания среднестатического человека. Но некоторые люди захотели изменить этот порядок вещей, и осмелились отстаивать свои воззрения. Сначала они были лишь горсткой радикалов, но со временем идея получила поддержку в массах. Теперь "голубых " рассматривают, как норму в США и странах по всему миру, и эта тема постепенно, но неуклонно перемещается в мейнстрим . Даже президент Обама говорит, что он поддерживает гей-союзы. Это признак того, что окно Овертона распахнулось всего за несколько десятилетий, ведь теперь даже высшие лица государства могут открыто отстаивать права гомосексуалистов.

Все движения в области социальных реформ должны приоткрыть окно Овертона , чтобы добиться прогресса в любой сфере деятельности. Концепция смешения различных рас, право голосования для женщин или предоставление прав животным. Всё это лишь малая часть примеров ситуаций, когда окно Овертона со временем стало распахиваться. Отсюда можно сделать вывод, что позиции, которые когда-то считались немыслимо радикальными, стали со временем принятыми в обществе. Тогда как те идеи, которые когда-то считались господствующими, теперь находятся за окном Овертона, и неприемлемы для каждого из нас, и человечества в целом.

Итак, как вы меняете окно Овертона? Ответ прост: вы должны находиться вне его и тянуть за створки. Социальные перемены всегда начинаются с нескольких храбрых людей, которые осмеливаются отстаивать то, что ранее считалось немыслимым. И большинство из тех сторонников "первого поколения " отстаивания своей идеи, обычно страдают от презрения, насмешек и оскорблений. Зачастую их проследуют, и порой даже прибегают к самым радикальным способам, вплоть до лишения жизни. Но по их готовности твёрдо стоять на своих принципах и отказываться от компромиссов, они растягивают границы того, что большинство считает невозможным, и переопределяют то, что считается «умеренной» позицией.

Давайте разберём Окно Овертона на примере каннибализма.

Представьте, что вы смотрите ТВ, и ведущий одной из новостных каналов неожиданно начинает расхваливать каннибализм, рассказывая, насколько это полезно и питательно. Первоначально общество отреагирует крайне негативно, и возможно этого человека просто освободят от занимаемой должности. Однако, если Окно Овертона начнёт открываться, то легализовать каннибализм окажется делом довольно простым и не очень затратным по деньгам.
Овертон разработал теорию, согласно которой имеется несколько стадий:

Немыслимо;

Радикально;

Приемлемо;

Разумно;

Популярно;

Реально.

Первая стадия - Немыслимо.

На самом деле, многие считают, что есть другого человека, это ужасно и отвратительно. Поэтому данная тема практически нигде не обсуждается, и подобное явление априори считается запретным.
Однако, если начать потихоньку на Радио или ТВ обсуждать эту тему, то со временем люди станут привыкать к этой идее. Через определённый промежуток времени снимается запрет на тему каннибализма, и эти мысли начнут широко распространяться в обществе.

Вторая стадия - Радикально.

В этот промежуток времени уже не запрещается разговаривать на эту двусмысленную тематику . Порой включив свой "ящик с картинками" можно увидеть ведущих обсуждающих проблемы людоедов. Однако, пока ещё эти проблемы в обществе воспринимаются, как параноидальный бред.
Проходит время, на экранах ТВ всё чаще рассуждают на эту тему, собираются симпозиумы и встречи, где обсуждают людоедство, считая его вполне нормальным, природным явлением.

Третья стадия - Приемлемо.

На этой ступеньке находятся простые люди, которые начинают обсуждение этой темы, и считают это вполне нормальной вещью. Всё больше времени на ТВ уделяется проблемам людоедов, проходят митинги в их поддержку, и мнение большинства начинает потихоньку смещаться. Яйцеголовые вещают из каждого "утюга", что каннибализм, это естественно, поскольку заложено в нас самой матушкой природой.

Четвёртая стадия - Разумно.

Многие люди воспринимают данную идею уже нормально, и по большей части относятся к ней либо нейтрально или даже положительно. ТВ усиливает свой напор, и на экраны выходит множество передач связанных с темой каннибализма. Правда общество ещё посмеивается над этой идеей, считая её одновременно странной, но в то же время обыденной. Со временем идеи каннибализма захватывают всё больше и больше аудитории.

Пятая стадия - Популярно.

Окно Овертона почти полностью распахнуто. Считая каннибализм обычным занятием, общество начинает считать, что оно довольно распространено среди людей. Словно грибы после дождя появляются всё больше и больше новых ТВ-передач, пытающихся как-то сгладить и окультурить тему поедания себе подобных. Голливуд снова на гребне волны, и выпускает фильм за фильмом в разных жанрах, в которых людоедство проходит основной темой.

Шестая стадия - Реально.

На этой ступеньки окно распахнуто полностью. впуская в себя миазмы новых идей. Каннибализм свободно распространён, и людей, которые осуждают поедание человеческого мяса нещадно карают. В обществе словно молния, распространяются идеи людоедства.

Всё, теперь, можно начинать раскручивать другую, столь же немыслимую ранее идею.
Кстати, вы наверное не обратили внимание, но

Вам станет понятно, как легализуют гомосексуализм и однополые браки. Станет совершенно очевидно, что работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия, кстати.


Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Технология.
Ещё раз повторю, Овертон описал технологию, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

Как это смело!
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

Почему бы и нет?
Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

Так и надо.
После того как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В хорошем смысле.
Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

Мы здесь власть.
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями). Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

____________________

Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.

Из fb Ulrich Schneider

В данной статье мы рассмотрим суть Окна Овертона в современном мире.

В нашем современном мире, где технологический прогресс считается сутью человечества, а мораль о вечных ценностях начинает забываться, хочется вспомнить о понятии – Окно Овертона. В нашем материале вы сможете узнать о сути этого явления, как именно оно воздействует на людей.

Что такое Окна Овертона: понятие, объяснение простыми словами

Окно Овертона – специальная теория, при помощи которой можно легко насадить в подсознание общества совершенно любую идею. Границы, благодаря которым принимаются данные идеи, описаны в теории Овертона. Достичь их можно, если совершить последовательные действия, которые состоят из понятных шагов.

Окно Овертона

Название данное понятие получило благодаря социологу Джозефу Овертону. Именно он в девяностых годах решил предложить эту теорию. Благодаря данной идее Овертон предложил оценить мнения народа и степень того, насколько они приемлемы.

По сути, Овертон смог описать технологию, которая способна действовать в течение того периода времени, сколько человек существует. Просто древние люди понимали данную технологию интуитивно, то есть на подсознательном уровне. Но, а сегодня она смогла обрести определенные формы, плюс стала математически точная.

Окно Овертона технология программирования общества, легализации чего угодно: этапы, как это работает на примере каннибализма

Представьте себе, что ведущий на телевидении неожиданно начнет рассказывать про каннибализм. Общество настолько бурно отреагирует на это, что ведущего просто уволят. Но если будет запущено Окно Овертона, то легализация каннибализма людям покажется обыкновенной задачей.

Первая ступенька – немыслимо

Тема, касающаяся каннибализма, смотрится отвратительно, она не приемлема людям. Нельзя обсуждать данную тему нигде, поскольку данное явление считается запретным.

Но, если постоянно при помощи телевизора или радио касаться темы каннибализма, люди начнут привыкать к ней. Это, конечно же, будет немыслимо. Однако со временем будет снят запрет на эту идею, она станет широко распространяться среди людей, вызывая у них ассоциации с древним миром.

Вторая ступенька – радикально

Теперь не запрещено обсуждать тему каннибализма, время от времени на передачах по телевизору можно увидеть, как ведущие описывают людоедство. Но люди воспринимают его, как бред психопатов.

Спустя некоторое время эти люди чаще возникают на экранах, образовывая группы. Они устраивают симпозиумы, где обсуждают каннибализм, считая его природным явлением. Именно на этой ступеньке Окно Овертона располагается в самом решающем положении.

Третья ступенька – приемлемо

Следующий шаг, который приводит теорию к доступному уровню. Идея обсуждается людьми, которые к ней привыкли и не боятся темы. Очень часто в репортажах можно услышать то, как собираются митинги, где люди поддерживают умеренный каннибализм. Ученые по-прежнему утверждают, что поедание себе подобных – это бред, который заложен в людях природой.



Четвертая ступенька – разумно

Население начинает воспринимать идею разумной. Если данной идеей не злоупотреблять, тогда она будет допустима в нашей жизни. По телевизору можно увидеть множество развлекательных программ, которые непосредственно касаются каннибализма. Люди посмеиваются над темой, считают ее обыденной и одновременно странной. Идея приобретает большое число направлений и разновидностей.

Пятая ступенька – стандартно

Окно смогло почти дойти до главного уровня. Переходя от людоедства к стандарту, люди начинают думать о том, что данная проблема считается весьма распространенной в обществе. Часто возникает большое число телевизионных передач, которые стараются «окультурить» каннибализм. Выпускаются различные кинофильмы, где людоедство – главная тема.

Шестая ступенька – действующая норма

Заключительный шаг Окна Овертона, где каннибализм свободно используют люди. Голоса, которые отрицают людоедство, караются. Среди людей массово распространена идея каннибализма. Все, именно на этой ступеньке общество становится обескровленным и раздавленным.

Окна Овертона: объяснение явления гомосексуализма

Явление гомосексуализм имеет такие же фазы, как и явление каннибализм. Рассмотрим все по порядку.

  • Ступенька 1 (радикальная). Мужеложство и другие связи людей одного пола – это порок, который те пытаются тщательно скрыть. Да, еще лет 30 назад данное явление считалось основополагающим, хотя сегодня в это сложно поверить. Нельзя сегодня про это говорить открыто, в Библии тоже четко описывается суть греха. Однополая связь – это даже смело. В наше время многие запретные темы постоянно вызывают интерес внутри души, а самыми интересующимися считаются ученые. Они просто обязаны говорить обо всем, изучать различные процессы. Мужеложство не отличается от тем, которые изучают ученые. Следовательно, они копаются в ней, внимательно изучают каждую мелочь. Результат первой ступеньки: тема вошла в оборот, устранена однозначность данной темы, стремительно развивается гомосексуализм.
  • Ступенька 2 (возможная). Во время этой стадии происходит перевод однополой связи от радикальной ступеньки к возможной. Ученые помогают в этом переводе, делая важные научные работы. Ведь никто не желает отворачиваться от науки? Активно обсуждается тема гомосексуализма, а потому, она заслужила иметь более красивое имя. Теперь мужчин принято называть геями, а отвратительное «пи» отсутствует. Результат: гомосексуализм частично оправдывается.


  • Ступенька 3 (рациональная). Ученые смогли доказать, что гомосексуализм был всегда, в течение всего существования человечества. Результат этой ступеньки: создаются рациональные базы, предназначенные для гомосексуалистов.
  • Ступенька 4 (популяризация). Начинают снимать различные кинофильмы, в которых основные герои – это геи и лесбиянки. Интересно то, что к этому факту основные персонажи относятся нормально, называют это поведение совершенно нормальным. Результат: гомосексуализм проходит стадию популяризации.
  • Ступенька 5 (актуальная). Тема выходит на стадию актуальности. Подготавливается законодательная база гомосексуализма. Опросы социологов показывают цифры, которые подтверждают повышенный процент людей, поддерживающих гомосексуализм. Политики выдают публичные признания геев, пытаются закрепить законодательную тему, которая непосредственно касается гомосексуалистов.

Технология уничтожения человечества — окно Овертона: примеры применения из жизни

В самой начальной стадии Окно Овертона открыто для всего невозможного.

  • Люди не осуждают даже идею. Затем людям преподносится мысль о том, что мнение есть возможность поменять. Диалог изначально происходит на категорических тонах, однако он со временем успокаивается.
  • Опять сдвигается Окно. Люди пока не приняли идею, но она уже считается легальной. То есть спокойно существует, имеет и противников, и сторонников.
  • Следующий сдвиг Окна. Благодаря многочисленным дискуссиям общественности идея становится разумной.
  • Следующая стадия Окна, во время которой идея приобретает статус «популярная». Те люди, которым идея показалась с самого начала выгодная, начинают ее реализовать, используя в практике.


Очень жаль, но основатель погиб, когда ему было только 42 года. Он не смог указать «умников», которые пытаются манипулировать обществом. Мировое правительство, которое находится в Вашингтоне, мечтает внушить добрым людям ложные ценности, сделать так, чтобы они стали рабами, а все человечество превратилось в Садом и Гамору. Благодаря Окну Овертона открылся секрет того, как именно воздействуют глобалисты и империалисты на население планеты.

Окна возможностей Овертона в действии в современном мире: применение в политике

Действия, находящиеся за пределами данного окна, пусть это даже возможно в плане теории и практики, считаются неудачными. И, если законодатели хотят выйти за эти границы дабы отыскать благо собственным избирателям, стране и народу, добиваясь успеха, это можно смело назвать границами возможностей политики. Именно это и есть основная цель Окна Овертона, его главная сердцевина.

Можно сделать один вывод: есть определенная идея, которая лежит за границами возможностей, чтобы она была при этом приемлемой, нужно обязательно осуществить некоторые шаги, сдвигающие пределы Окна Овертона, помещающие идею выше данных пределов.

Различные институты, влияя на мнение общества, пытаются вывести идеи, расположенные в пределах окна, за границы и наоборот, ввести в пределы идеи, которые находятся за границами возможных. Иными словами, их главная цель – сделать так, чтобы политически невозможное стало неизбежным.



В такой ситуации окно возможностей передвигается по политической шкале так:

  • От невозможного передвигается к желаемому.
  • Далее от желаемого идет к самому необходимому.

Овертон смог разработать технологию, которая доказала, что даже в плане политики можно легко влиять на мнения людей.

Окно Овертона: объяснение на примере системы Платон

Уже несколько лет не утихают страсти, которые касаются системы «Платон». Проводятся споры и собрания, крутящиеся около налоговых сборов и дальнобойщиков. Да, сегодня дальнобойщикам приходится платить налоги, и они достаточно большие. К чему же привела данная система по Окну Овертона?

  • Должны вносить деньги за разбитые дорожные пути те водители, которые непосредственно касаются их. К данной категории относятся частные лица, имеющие большегрузные автомобили.
  • Частные владельцы грузовых машин и транспортные фирмы обязаны покинуть серые и черные схемы, они должны вносить налог в пользу страны.
  • Появился отличный метод содержания всех дорог страны, который позволяет не брать деньги с бюджета и не платить населению дорожный налог.

Окно Овертона: последствия применения

Страшно то, что последствия этой технологии очень сильно влияют на человека. Он начинает терять покой, получает вместо него внутренние терзания, которые никогда не покидают человека. Поскольку, насаждая данную технологию, никто даже не думает о том, дабы человек стал благодаря технологии счастливее. Основная цель направления – получение нового, необходимого вектора развития.

После получения необходимого результата, многие люди поддерживают и принимают чужие ценности. Они перестают оставаться «людьми», теряют связь с собственными корнями, традициями, культурой. Иными словами, ранее крепкий человек становится слабым, «сухим», а потому на него можно легко повлиять.

К примеру, возьмем развитые страны, в которых присутствует повышенный уровень суицида. Люди, которые обладают высоким комфортом для жизни, перестают себя ощущать счастливыми, платя при этом человечностью.



Рассмотрим еще один пример. Мужчина, выросший благодаря американским фильмам и ярким журналам, мечтал приобрести огромный дом, машину. Вследствие этого ему пришлось усердно работать, перенести многие заболевания, даже пережить рак. Так как он много работал, то не мог находиться часто с семьей. Дети, ощущая власть матери, стали циничными, даже эгоистами в какой-то степени.

Итог такой: он смог построить собственное жилье, но хотел бы вернуться в те мгновения, когда был счастлив с женой, детьми. В случае этого мужчины близость семьи стала именно той ценой, которую ему пришлось заплатить за отличный комфорт, статус в обществе. Все это не считается обязательными элементами. Это то, что должно быть средством достижения, но никак самой целью.

Видео: Никита Михалков об Окне Овертона

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.