Нагорский адольф николаевич польская шляхта. Дворянское сословие в Польше - шляхта

) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты.

  • теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия ).
  • История

    1. Шляхта обладала иммунитетом: обладал собственностью, освобождался от некоторых повинностей, имел судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею шляхта освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена , получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории - 15 гривен.
    2. Шляхта обладала гербами .
    3. Шляхта являлась выразителем национального сознания поляков.
    4. Шляхта была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.

    Украинская шляхта

    Украинцы очень часто братались с поляками, что приводило к полонизации магнатских родов. При этом мелкая шляхта, которая доминировала во всей Речи Посполитой , всегда была достаточно близка к мужикам.

    Русинские дворяне зачастую притеснялись по религиозному признаку, результатом чего стало постепенно оформившееся культурное, а затем и боевое противостояние с католической (польской) знатью. Значительная часть украинской шляхты вступила в ряды Войска Запорожского: часть пошла в реестровое казачество, а другая - на Сечь. В разное время предводителями сечевого казачества были шляхтичи Богдан Зиновий Хмельницкий , Криштоф Косинский , Недашковские, Дмитро Байда Вишневецкий, Юрась Хмельниченко, Тимуш Хмельницкий, Иван Выговский , Петро Конашевич Сагайдачный, Иван Мазепа . Менее известные шляхтичи из русинской знати, но играющие определённую роль в истории Запорожской Сечи были например Коробки, Лободы и Волевачи . Такую шляхту нередко называли "показаченой", позднее же её стали именовать "казацкой старшиной", чтобы отличать её от рядового казачества которое сливалось с начальством.

    Следует заметить, что украинское дворянство не играло значительной роли в народном сознании украинцев, однако же казацкое начальство, которое в большинстве было шляхетского рода, являлось проводной сердцевиной национальной элиты.

    Шляхетское самоуправление

    Формой организации шляхты сеймик, собрание всей Ш., принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому. Нешавское законодательство, поставило Ш. на одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (см. Цереквицкий привилей). Этот политический рост сословия находился в зависимости от экономических причин. Польша была страной земледельческой, следовательно, Ш., как сословие землевладельческое, являлась важным фактором в государственной жизни страны.

    Шляхта и крестьянство

    В XIV и XV вв. приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, Ш. ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась

    приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в себе постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили барщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические интересы побуждали Ш. издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство попыталось было бороться с Ш., но неудачно. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII в. Мало того, Ш. подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI в. Ш. была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, - шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны. См. Чиншевая Ш., Польский сейм , Польша , Четырёхлетний сейм .

    Шляхетская культура

    Литература

    • M. Bobrzyński, "Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w.";
    • Fr. Piekosiński, "O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju";
    • St. Smolka, "Uwagi o pierwotnym ustroju społecznym Polski Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um.", т. XIV);
    • A. Małecki, "Studja heraldynne" (Львов, 1890, 2 т.);
    • A. Balzer, "Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII);
    • Fr. Piekosiński, "Rycerstwo polskie wieków średnich" (т. I-III);
    • A. Prochaska, "Geneza i rozwój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonów" ("Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof.", т. XXXVIII);
    • Fr. Piekosiński, "Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich" (ib., т. XXXIX);
    • A. Pawiński, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895);
    • Wł. Smoleński, "Szlachta w świetle w łasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. I);
    • R. Hube, "Prawo polskie w w. XIII" (Варшава, 1874);
    • его же, "Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886).

    См.также

    • Панибратство

    Ссылки

    • Официальный сайт интернационального дворянского клуба "SZLACHTA"
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2009 года
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2006 года

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Польская шляхта" в других словарях:

      Бельские … Википедия

      I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

    Традиционное наименование польского дворянства - «шляхта» (szlachta ). Одна из первых попыток народной этимологии, особенно популярная в ХVII в., выводила это понятие из группы немецких лексем: schlagen «бить, разбивать (неприятеля)», schlachten «бить, резать (скот), убивать» и Schlacht «битва, сражение». Подобное толкование исходило из идеи, что шляхтичи - это ратники, воины, обороняющие свою Отчизну. Однако лингвисты связывают понятие «шляхта» с древневерхненемецким slahte «род, порода, происхождение» (нем. Geschlecht «род, поколение»), что подчёркивает значимость родовой принадлежности к данной социальной группе.

    Первоначально шляхта представляла собой мелких феодалов - рыцарей (лат. milites), зависящих от верховной власти (князя, короля) и отличающихся от крупных магнатов - можновладцев. В ходе становления шляхетского сословия, усиления его политической роли и получения ряда привилегий в него вошли и крупнейшие землевладельцы. В ХVI - ХVIII вв. в Речи Посполитой утвердился уникальный политический строй - шляхетская «республика», при котором королевская власть оказалась в полной зависимости от шляхты (особенно от крупных феодалов). Шляхта получила целый ряд «золотых вольностей», определивших её привилегированное положение в стране. Долгое время наиболее достойными шляхетскими занятиями считались: военная и государственная служба, участие в церковном управлении, охота.


    Существенной особенностью польской шляхты, подобно испанскому дворянству, была ее многочисленность, объясняемая всем ходом развития польской истории и той ролью, которую шляхта играла в социально-политической жизни государства. В ХVI в. на 7,5 миллионов, проживающих в Речи Посполитой, приходилось 500 тысяч дворян или 25 тысяч дворянских семей, то есть 6,6 % всего населения, а в Мазовии, буквально переполненной шляхтой, эта цифра была ещё более внушительной - 23,4%. Ко времени разделов Речи Посполитой польское дворянство составляло уже 8-10 % населения.


    Очевидно, что такое значительное количество знати не могло быть полностью однородным. В её среде постоянно шли процессы дифференциации и расслоения, наиболее ярко проявившиеся в ХVII-ХVIII вв. Сама многочисленность польского дворянства была связана с фактическим отсутствием замкнутости сословия. В его состав вливались как представители знати вновь присоединённых к Польше земель, так и члены других сословий. Тема «мещанина во дворянстве» является постоянной для позднесредневековой польской литературы (ср. знаменитое сочинение Валериана Неканды Трепки «Книга хамов» 1624-1640 гг.). Кроме того, помимо собственно поляков в составе шляхты оказались полонизированные представители прибалтийской, белорусской и украинской знати, а также ряд немецких (в Пруссии), татарских (в Великом княжестве Литовском) и еврейских (по всей Речи Посполитой) родов.

    Порой существенные отличия в имущественном положении шляхты проявлялись на разных территориях её проживания. Так, наиболее бедной и многочисленной была

    шляхта Мазовии, Прикарпатья, Подлясья и княжеской Пруссии, а наиболее богатые латифунднсты владели землями в Литве, Беларуси и Украине. Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты ХVI-ХVIII вв. несколько групп.


    К землевладельческой шляхте относились следующие группы:


    Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифунднсты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством её членов.


    Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землёй, и крестьянами; её представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan ).


    Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.


    «Долевая» шляхта (szlachta cząstkowa) - владельцы не целых поместий, а их частей (часто большие поместья дробились на малые доли для продажи или сдачи в аренду); обычно представители этой шляхты совместно со своими соседями использовали труд крестьян и материальные ресурсы имения.


    Застенковая или околичная шляхта (szlachta zaściankowa, szlachta okoliczna, szlachta zagrodowa) - мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле; зачастую они образовывали целые шляхетские поселения - так называемые «застенки» (zaścianki) или «околицы» (okolice) , обособленные от остального плебейского мира.Название «околичная шляхта» было характерно для земель Великого княжества Литовского.


    К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:


    Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать её в аренду на чиншевых условиях и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.


    Служилая шляхта (szlachta służebna) - служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.


    Голота (holota) - «голытьба», нищая шляхта, не имевшая ни земли, ни крестьян; обычно нанималась в качестве работников, прислуги, шла в солдаты.


    «Уличная» шляхта (szlachta brukowa) - наиболее малочисленная группа шляхты, ведущая очень бедную жизнь в городах.


    Иногда последние четыре шляхетские группы, а также околичную шляхту называли «рабочая шляхта», так как они собственным трудом добывали средства к существованию.


    Несмотря на большие имущественные различия, в среде польского дворянства существовали и объединительные тенденции, связанные с сословной солидарностью. Во многом ощущению шляхетского единства способствовала особая идеология «сарматизма», выводившая всех польских шляхтичей от древних сармат, в далёкие времена завоевавших славянские племена, которые обитали на землях будущей Польши. «Сарматизм» был неразрывно связан с такими мифологемами как полное равенство всех польских дворян (szlachcic na zagrodzie równy wojewodzie ), исключительная добродетель шляхетства, жизненная важность польского хлеба и польского шляхетского фольварка для существования Западной Европы, особое историческое призвание поляков защищать Европу от турецкой опасности и ряд других.


    Господствующее привилегированное положение шляхты сочеталось с традиционным запретом обращаться к «подлым» занятиям (торговля, ремесло, исполнение городских, то есть мещанских должностей и другие). Однако, судя по положению представителей низших шляхетских групп, этот запрет фактически перестал действовать уже во второй половине ХVII в., а формально был отменен в 1775 г.


    После разделов Речи Посполитой и наполеоновских войн польские дворяне оказались подданными трёх абсолютистских режимов, резко отличающихся от политической системы шляхетской «республики». Началась усиленная германизация и русификация оккупированных польских земель. Шляхта лишилась ряда старых привилегий: монополии собственности на землю, свободы от налогов, отдельного (только для шляхты) судопроизводства, исключительного права занимать должности фактически независимо от верховной власти, право выбора участников сеймов и право выбора короля. Многие богатейшие семьи (Потоцкие, Радзивиллы, Красиньские, Чарторыские, Замойские, Велёпольские и другие) лишились своих латифундий и политического влияния, часть их эмигрировала за границу.


    Монархи Пруссии, Австрии и России стремились полностью подчинить представителей польской знати, заставить их отказаться от мысли о восстановлении былого влияния на политическую жизнь. Одной из важнейших задач этих монархов стало сокращение количества польской знати за счёт отказа признать дворянские нрава ряда малоземельных и безземельных шляхетских семей. Во всех трёх зонах оккупации были изданы законы о регистрации польской шляхты, которую предстояло включить в состав прусской, австрийской и российской знати. При этом создавались всевозможные бюрократические барьеры, мешавшие подтверждению дворянского происхождения беднейшим шляхтичам. Тысячи древних благородных, но обедневших семей не смогли подтвердить своё шляхетство.


    Одновременно власти Пруссии, Австрии и России, стремясь приручить представителей наиболее богатых и влиятельных шляхетских семей, начали широкую раздачу высших дворянских титулов (маркграфов, графов, виконтов, баронов и других). Кроме того, абсолютные монархи поощряли получение дворянства теми, кто имел особые заслуги на военной или гражданской службе. Это открывало широкий путь для пополнения дворянства представителями низших сословий, что было почти невозможно сделать официально во времена Речи Посполитой.


    В Речи Посполитой, из-за принципа равенства шляхтичей-братьев, дворянские титулы были запрещены. Только потомки русского князя Рюрика, литовского великого князя Гедимина и некоторых других древних княжеских родов могли носить титул князя. Исключением (да и то довольно поздним) является предоставление на сеймах княжеских титулов Понятовским (1764 г.), Сапегам (1768 г.) и Понинским (1773 г.). Ещё одним характерным исключением является дарование графского титула королём Сигизмундом 11 Августом семье Ходкевнчей (1568 г.). другие титулованные шляхтичи получали свои титулы от иностранных государей (например, римского императора или папы), чем заслуживали ненависть со стороны нетитулованных собратьев.


    В австрийской зоне оккупации («Королевство Галиция и Лодомерия») польская шляхта была разделена на две категории: титулованные семьи (княжеские, герцогские, графские и баронские) и рыцарские (нетитулованные). Представители второй категории делились на Uradel (древнее дворянство) и Briefadel (аноблированное или натурализованное дворянство). Для успешного прохождения регистрации было необходимо найти подтверждения того, что предки имели государственные должности, были членами Сената или участвовали в сеймах. Этот критерий сразу лишил права на дворянство представителей многих шляхетских семей. В прусской зоне оккупации регистрация шляхты началась в 1777 г. Требования к доказывающим своё дворянство были теми же, что и в Галиции, но добавился ещё один критерий - обладание землёй.


    Подобное положение дел сложилось и в России. Земли бывшей Речи Посполитой образовали здесь две части:


    1) Царство Польское (собственно Польша);


    2) Западный край, включавший девять западных губерний из бывших польских владений в Литве, Белоруссии и Украине. В свою очередь эти земли делились на шесть северо-западных губерний: Виленская (существовала в 1795-1796 гг., с 1802 г.), Витебская (с 1801/1802 г.), Гродненская (с 1801 г.), Ковенская (с 1842/1843 г.), Минская (‘в 1793-1795 гг., с 1796 г.), Могилёвская (в 1773-1778 гг., с 1802 г.) и три юго-западные губернии: Волынская (с 1796 г.), Киевская (8 1708-1781 гг., с 1796 г.), Подольская (с 1796 г.).


    Сразу после первого раздела в 1772 г., по указу генерал-губернатора Белоруссии З.Г. Чернышёва началась регистрация шляхты в земских поветовых судах. Для регистрации требовались: детальная генеалогия, описание герба, выписи из метрических книг и другие сопутствующие документы.


    21 апреля 1785 г. Екатерина 11 издала знаменитую «Жалованную грамоту дворянству», по которой для регистрации дворянских прав вместо старых родословных книг введены дворянские родословные книги каждой губернии, разделённые на шесть частей. В первую часть вносились роды, пожалованные дворянством монархом, во вторую - роды, получившие дворянство за достижение чина на военной службе, в третью - роды, получившие дворянство за достижение чина на гражданской службе или через пожалование ордена, в четвёртую - иностранные дворяне, которые выехали из других государств и были признаны в дворянском достоинстве русскими государями (для чего было обязательно предварительное принятие русского подданства), в пятую - титулованное дворянство и в шестую - древние роды, которые могли доказать свою принадлежность к дворянскому сословию в течение ста лет до момента издания «Жалованной грамоты».


    Юридическое различие между этими шестью разрядами проявлялось только в одном: в привилегированные учебные заведения - Пажеский корпус, Александровский лицей и Училище правоведения - могли быть приняты (независимо от положения родителей) лишь дети лиц, внесённых в пятую и шестую части родословной книги. Эти правила распространялись и на польскую шляхту. Судя по регистрационным спискам губерний Северо-Западного края (без Виленской губернии) и Смоленщины, некоторое время входившей в состав Речи Посполитой, большинство местного дворянства было приписано к первой и шестой частям родословных книг своих губерний. В этих землях из 6 888 шляхетских семей около 39 % (2 681 семья) отнесены к шестой части и около 28,6 % (1 969 семей) - к первой.


    В 1795 г., после третьего раздела Речи Посполитой, на вновь присоединённых к России землях была проведена V ревизия, ставшая, по сути, первой переписью населения, так как в польском государстве учитывались не лица, а «дымы» (хозяйства). По российским меркам количество польской шляхты было огромным. Например, в Виленской губернии оказалось 44 626 шляхтичей, то есть 8,8 % населения, а в Гродненской губернии - 19 736 шляхтичей или 6,2 %, причём, в Шавельском уезде шляхта составляла 11,6 %, в Россиенском - 12,6 %, а в Лидском - 12,7 %. Однако наибольшая концентрация шляхты приходилась на Дрогичинский уезд Белостокской области и по VII ревизии 1816 г. составляла 31,1 % населения, что является рекордной величиной не только для Польши, но и для всей Европы.


    (Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский. Белоcтокская область - это часть территории, отошедшей в 1795 г. в результате третьего раздела Речи Посполитой к Пруссии, а по Тильзитскому миру 1807 г. переданная России. В 1808 г. получила название Белостокской области с центром в Белостоке и разделена на 4 уезда: Белостокский, Бельский, Сокольский и Дрогичинский.)


    Видя такую многочисленность шляхты и бедность многих её представителей, российские власти начали проводить политику сокращения польского дворянства (прежде всего, в северо-западных губерниях). Участвовавший в «усмирении» Польши В.А. Зубов, выдвинул проект переселения части мелкой (чиншевой) шляхты из Белоруссии и Литвы на государственные земли на юге Украины и в Крыму. Окончательно закон о переселении был готов уже в 1796 г., но Екатерина II умерла, не успев его подписать. Новый император Павел I оказался категорически против этого закона.


    Характерно, что первоначально в Российской империи требования для регистрации дворянства были более либеральными, чем в Пруссии или Австрии. Однако уже при Александре I они были значительно ужесточены. Так, по VII ревизии (1816 г.) шляхта землевладельческая и безземельная учитывались раздельно (хотя и та, и другая относилась к привилегированному сословию). Кроме того, утверждением в дворянстве теперь стал заниматься Департамент Герольдии в Петербурге, а не местные суды. Сильным ударом по малоземельной шляхте стал указ от 24 мая 1818 г., по которому для регистрации в дворянстве было необходимо найти соответствующие доказательства в метрических книгах или других документах, а также подтвердить владение рода не только землёй, но и крестьянами. Законом 1824 г. шляхтичи, не имевшие крестьян, но занимавшиеся торговлей, должны были записываться в купцы и брать свидетельства торгующих мещан. В 1825 г. мелкая земельная шляхта была обложена натуральными повинностями наравне с государственными крестьянами. Наконец указом от 18 июня 1826 г. шляхтичами признавались только те, кто был приписан в это сословие до 1795 г.


    Положение усугубляла и особая территориальная политика русского правительства, которое, считая “забранные земли” Западного края традиционно русскими, отделило их от Польши и начало усиленно проводить в них политику русификации и “православизации”. В 1839 г. в Западном крае была уничтожена униатская церковь, а униаты насильственно обращены в православие. Между Царством Польским и западными губерниями до 1850 г. существовала таможенная граница, ещё более способствовавшая искусственной изоляции двух частей исторической Речи Посполитой. В глазах польского дворянства всё это расценивалось как акты насилия, ведь независимо от того, где проживали шляхтичи, они считали своей родиной Польшу, а Литву, Белоруссию и Украину - её провинциями. Более того, российские власти демонстративно отнесли вопросы о причислении к дворянству в западных губерниях к компетенции Департамента Герольдии в Петербурге, а в Царстве Польском учредили собственную Герольдию (1836 г.), разбиравшую дела только местных претендентов на дворянство. При этом дворянство Царства Польского, в отличие от дворянства других частей империи, пользовалось сословными привилегиями только лично (с определёнными оговорками) и не имело корпоративной организации, то есть дворянских собраний с выборными дворянскими должностями.


    Вследствие всего этого шляхта, особенно мелкопоместная, приняла самое активное участие в Ноябрьском восстания (29 ноября 1830 - октябрь 1831 гг.). Российские власти не замедлили ответить репрессивными мерами. Начался так называемый «разбор» (rozbiór ) шляхты - перевод части мелкого польского дворянства в податное сословие. В определённой степени, эти меры укладывались в общую политику царизма по отношению к мелкопоместному дворянству, но на фоне польского восстания они имели прямую направленность против наиболее радикально настроенных представителей шляхты, которые, как гласил закон, «по недостатку оседлости и собственности и по образу жизни многих из них, наиболее склонны были к восстанию и к преступным действиям против законной власти».

    Существенной особенностью польской шляхты, подобно испанскому дворянству, была ее многочисленность. В XVI в. на 7,5 миллионов, проживающих в Речи Посполитой, приходилось 500 тысяч дворян или 25 тысяч дворянских семей, то есть 6,6% всего населения, а в Мазовии, буквально переполненной шляхтой, эта цифра была еще более внушительной - 23,4%. Ко времени разделов Речи Посполитой польское дворянство составляло уже 8-10% населения.

    Очевидно, что такое значительное количество знати не могло быть полностью однородным. В ее среде постоянно шли процессы дифференциации и расслоения, наиболее ярко проявившиеся в XVII-XVIII вв.

    Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты XVI-XVIII вв. несколько групп.
    К землевладельческой шляхте относились следующие группы:

    Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифундисты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством ее членов.

    Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землей и крестьянами; ее представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan).

    Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками (небольшая усадьба, поместье) и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.

    «Долевая» шляхта (szlachta cząstkowa) - владельцы не целых поместий, а их частей (часто большие поместья дробились на малые доли для продажи или сдачи в аренду); обычно представители этой шляхты совместно со своими соседями использовали труд крестьян и материальные ресурсы имения.

    Застенковая или околичная шляхта (szlachta zaściankowa, szlachta okoliczna, szlachta zagrodowa) - мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле; зачастую они образовывали целые шляхетские поселения - так называемые застенки (zaścianki) или «околицы» (okolice), обособленные от остального плебейского мира. Название «околичная шляхта» было характерно для земель Великого княжества Литовского.

    К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:

    Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать ее в аренду на чиншевых условиях (оброк) и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.

    Служилая шляхта (szlachta służebna) - служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.

    Голота (holota) - «голытьба», нищая шляхта, не имевшая ни земли, ни крестьян; обычно нанималась в качестве работников, прислуги, шла в солдаты.

    «Уличная» шляхта (szlachta brukowa) - наиболее малочисленная группа шляхты, ведущая очень бедную жизнь в городах».

    А понеже шляхетство в государствах почитается
    за природное войско, которых должность от самаго
    возраста до старости государю и государству, не щадя
    здравия и живота своего, служить
    В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733)

    1) Существующая этимология

    А) Викисловарь

    Корень: -шляхт-; окончание: -а. Значение: привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах; в Чехии (;lechta, Словакии (Slachta), Польше, Белоруссии, Литве (Slekta) - дворянство вообще. Этимология – нет.

    Б) Википедия (польск.), szlachta (перевод Гугл)

    В семнадцатом веке в Польше от немецкого слова wywodzono Schlachten (битва). … Наличие юридических привилегий, таких как право на ношение оружия, право на владение землей и неприкосновенность собственности, право занимать должности или права голоса, зависит от законов страны и привилегии дворянина.

    В) Википедия (польск.), Szlachta (перевод Гугл)

    * Термин шляхта происходит от Старого Высокого немецкого слова slahta (современный немецкий Geschlecht), что означает "(благородный) семьи", так же как и многие другие польские слова, имеющие отношение к дворянству происходят от немецких слов - например, польская "Rycerz" (рыцарь, родственно немецкого Ritter) и "трава" польский (герб, от немецкого Эрбе, наследие).

    * Поляки 17-го века предполагали, что "шляхта" пришел из немецкого "schlachten" (на убой или зарезать); также наводит на мысль является немецкий "Schlacht" (бой). Ранние польские историки думали, что термин, возможно, происходит от имени легендарного прото-польского руководителя, Леха, упоминается в польских и чешских произведений.

    * "Шляхта" становится правильным термином для польской знати, начиная примерно с 15 века.

    * Сильные культурные связи с польской знати во главе, что в 16-м веке новый термин, чтобы назвать литовского дворянства появилось slekta-a прямое заимствование из польского шляхты. С точки зрения исторической правды литовцев также должны использовать этот термин, slekta (шляхты), чтобы назвать собственное благородство, но литовские лингвисты запретили использование этого польского заимствование. Этот отказ от использования слова шляхты (на литовском языке текста slekta) усложняет все именование.

    Г) Этимологический словарь Макса Фасмера

    I Шляхта, укр., блр. шляхта, др.-русск. шляхта "мелкое дворянство" (грам. 1563 г.; см. Срезн. III, 1597). Через польск. szlachta (с ХV в.; см. Брюкнер 550) из ср.-в.-н. slahte "род, происхождение, порода, вид"; см. Мi. ЕW 341; Брюкнер, там же; Корбут 371; Преобр., Труды I, 101. Точно так же производные: шляхетность "благородство", в эпоху Петра I (см. Смирнов 331), из польск. szlachetnosc – то же; шляхетский (Репнин, 1704 г., Христиани 17) – из польск. szlachecki – то же; шляхетство "дворянство, шляхта" (Гоголь) – из польск. szlachectwo – то же.

    II шляхта "плотничий топор", шляхтить, шляхтовать "отесывать шляхтой". Заимств. из нж.-нем. slichten "строгать" (Сасс, Sрrасhе d. ndd. Zimmerm. 7), ср. также выше, шлинтик, шлифтик.

    2) Национальный корпус русского языка

    * Пророчество из Кракова о гибели Польши (1558–1665 гг.): «Шляхта достольная с мужиками сверстана, и чести и достоинства упразднены будут».

    * Записная книга Полоцкого похода (1562-1563): «А которые дети боярские и молотчие шляхта и посадцкие люди останутца жити на посаде в остроге за Полотою, и у тех бы людей ни в котором дворе ни у какова человека ни саадока, ни сабли, ни меча, никакого ратного оружия не было».

    * В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): «Но сии были двоякие, одни должны были наследственно в войне пребывать и для того инде всадники, или конница, у нас же дворяне, яко придворные воины, у поляков шляхта от шляха, или пути, имянованы, зане всегда в походы должны быть готов».

    * Д. И. Иловайский. Начало Руси (1876): «Точно так же народное имя Ляхи или Лехи встречается у Славян и в сословном значении; в этом значении оно сохранилось потом в слове шляхта».

    3) Исторические источники

    А) Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских (около 1113 г.)
    http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Gall/frametext1.htm

    «8. О великолепии и могуществе Болеслава Храброго

    Деяния Болеслава более велики и многочисленны, чем могли бы мы их описать или рассказать о них безыскусной речью. В самом деле, какой знаток арифметики мог бы точно сосчитать железные ряды его воинов или описать его бесчисленные победы и триумфы? Ведь в Познани он имел 1300 рыцарей с 4 тыс. щитников, в Гнезно - 1500 рыцарей и 5 тыс. щитников, в городе Влоцлавке 67 - 800 рыцарей и 2 тыс. щитников, в Гдече 68 - 300 рыцарей и 2 тыс. щитников; все они во времена Болеслава Великого были очень храбрыми и искусными в битвах воинами».

    Б) Восточная литература; http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Meier/framevved1.htm

    «Б. Даже по своему внешнему облику, по одежде, они (евреи) почти не отличались от польских шляхтичей. Кардинал Коммендони, посетивший Украину во второй половине XVI в., отмечал, что евреи, владеющие землями, в нарушение постановлений церковных соборов, не носят на своей одежде никаких знаков, отличающих их от христиан и даже носят саблю - признак принадлежности к шляхте.

    В) Кошицкий привелей 1374 г.; http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1182888

    Король Людовик Венгерский (1326-1382) после смерти Казимира Великого в 1370 г. беспрепятственно (наследовал) получил корону Польши; постоянно проживал в Венгрии и жизнью Польши интересовался мало. Тем не менее, с целью закрепления Польши за династией, привлёк на свою сторону наиболее многочисленное в дворянском сословии рыцарство (шляхту), издал в 1374 году Кошицкий привелей, в котором закрепил права можновладцев (крупный феодал, барон) и рыцарства (шляхты). Это был первый нормативный акт королевской власти, охватывающий всю массу шляхты.

    Рыцарство-шляхта освобождалась: от всех налогов и повинностей (только два гроша с поля в знак подчинения королевской власти), обязанности строить и ремонтировать замки, мосты и города, содержать королевский двор на своих территориях; должности занимали только поляки. За шляхтой оставалась обязанности военной службы в случае нападения врагов или походов в другое государство; за сражения шляхта получала жалование солдат, убытки компенсировались казной. «Кошицкий привелей» превратил служивое дворянство, зависящее от короля, в политическую и военную силу, с которой вынуждены были считаться королевская власть и магнаты (можновладцы); далее во времени привилегии шляхты расширялись.

    4) Обобщение и вывод

    * Этимология термина «шляхта» не определена. Одни исследователи выводят термин из немецкого языка (битва, сражение, зарезать, род, благородный), другие от легендарного прародителя Леха (Ляха) или «шляха» (дорога). Польские историки не определились в этимологии и даты появления термина (ок. XV века).

    * В европейских странах формирование служилого дворянства происходило примерно одинаково. В родоплеменном обществе создавались группы профессиональных воинов, которые защищали соплеменников в случае нападения, несли сторожевую службу и охраняли знать, за что получали определенное содержание от племени. В период выделения королей (князей) группы воинов концентрировались вокруг королевского (княжеского) двора, защищали власть, участвовали в сборе дани, судопроизводстве и администрации, совершали походы с целью расширения территории и захвата имущества и рабов. Со временем сформировался социальный слой населения (примерно 6-10%) - воинское сословие, добывающий средства к существованию за счет военной деятельности, он получил наименование – рыцарство, служивое дворянства, дети боярские, а в ряде стран – шляхта. Основная функция – военная служба, сословие содержалось за счет земельных пожалований получаемых от власти и грабежа завоёванных территорий.
    Внешние признаки шляхтича – обязательное ношение холодного оружия (сабли).
    * См.
    В средневековье всё население было вооружено, таковы были условия существования. Крестьяне и горожане вооружались длинными ножами (разрешалась длина до 60 см.), топорами и использовали другие рабочие инструменты для защиты от зверя или человека. Знать – мечами и саблями (длина 110-117 см.), собственно ОРУЖИЕМ, имеющим одно назначение – убийство человека.

    Таким образом, на основании письменных источников, мы можем выделить для средневекового периода одно характерное (внешнее) отличие дворянина (шляхтича) от простолюдина – шляхтич всегда носил саблю (так, по крайней мере, изображают шляхту в искусстве). Постоянное ношение холодного оружия (сабли) – отличительная черта шляхтича (дворянина), свободного и независимого человека.

    Термин появился на иудеохристианской территории, в средние века здесь также проживало крупные еврейские диаспоры (Польша, Литва). Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейской терминологией и образами.

    5) Терминология иврита и библейский образ

    Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – SZLACHTA = SZLACH+TA. У нас сразу же выявляются два термина иврита характеризующие деятельность воинского сословия, «шляхты» - меч + устанавливать границу; т.е. шляхта оружием устанавливает границы (государства).

    А) Терминология

    ШЛЯХ+ТА = SZLACHTA = SZLACH+TA = ивр. ШЕЛАХ оружие (меч, копьё) + ТАА предназначать, назначать предел, устанавливать границу; т.е. оружием устанавливать границу.
    Главная функция военного сословия в средневековое время, когда границы государств были не стабильны.

    * См. стронг иврита 7973, ШЕЛАХ


    http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_491.htm

    * См. стронг иврита 8376, ТАА

    * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
    http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_510.htm

    Б) Библейский образ

    * 2 Паралипоменон 23:7: «И пусть левиты окружат царя со всех сторон, всякий с оружием своим в руке своей, и кто будет входить в храм, да будет умерщвлен. И будьте вы при царе, когда он будет входить и выходить»… 2 Паралипоменон 23:10: «и поставил весь народ, каждого с оружием (ШЕЛАХ) его в руке его, от правой стороны храма до левой стороны храма, у жертвенника и у дома, вокруг царя».

    * Неемия 4:17, 18: «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье (ШЕЛАХ). Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач».

    * Иов 33:18: «(Бог говорит однажды) … чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (ШЕЛАХ).

    * Числа 34:7: «к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТАА предназначать, назначать предел) ее к горе Ор».

    Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы выявили содержание не понятого этимологами термина «шлях+та». В нём заложен смысл (принцип) существования польско-литовского военного сословия – мечем установить (расширить) границы. Речь Посполитая в XVI веке занимала территорию от Балтийского моря и до границ Дикой степи (Украина), от Смоленска и до границ Священной Римской империи германской нации.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.