Описание вотчины. Вотчина - это что означало на Руси? В удельный период

Господствующей формой землевладения в 16-17 веке становится вотчина (происходит от слова <отчина>, т.е. отцовская собственность), которую можно было передавать по наследству, менять, продавать. Вотчинами владеют князья, бояре, члены дружин, монастыри, высшее духовенство.

Вотчинное землевладение возникло в период удельных княжеств. Вотчина - участок земли, которым владелец мог распоряжаться на праве полной собственности (продавать, дарить, завещать). Владельцы вотчин обязаны были предоставлять в государственное войско вооруженных воинов. На основании Соборного уложения 1649 г. различались три вида вотчин: наследственные (родовые); выслуженные - полученные от князя за определенные заслуги; купленные - приобретенные за деньги у других феодалов.

Анализ ст. 3 «Русской Правды», в которой «людин» противопоставлялся «княжу мужу», показывает, что в Древней Руси произошла дифференциация общества на феодалов и нефеодалов, поскольку под термином «люди» «Правда» подразумевала всех свободных лиц, преимущественно крестьян-общинников, составлявших основную массу населения.

Феодальный строй России вырос из первобытнообщинного, а также из элементов патриархального рабства - начальной формы рабовладения, при которой рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, выполнявшие наиболее тяжелую работу. Это обстоятельство наложило отпечаток на процесс формирования феодального строя и его дальнейшее развитие.

Первоначально подлежали усиленной защите все частные землевладения. Например, в ст. 34 «Русской Правды» Краткой редакции устанавливался высокий штраф за порчу межевого знака, что указывало на заботу Древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельных отношений.

Затем выделяются «лучшие мужи» - владельцы феодальных вотчин. Поскольку крупное землевладение, позволявшее применять более эффективное землевладение, становится лидирующим, под его покровительство идут разорившиеся и обнищавшие крестьяне. Они попадали в зависимость от крупных землевладельцев.

Древнерусское государство обеспечивало правовой статус представителей класса феодалов, поскольку они были более надежной опорой, нежели общинники и свободные люди. Так, в ст. 19-28, 33 «Русской Правды» Краткой редакции определялся особый порядок охраны как феодальных землевладений, так и служителей, работавших на них (старост, огнищан и пр.).

Одновременно развивались и совершенствовались отношения феодальной части населения с нефеодальной при усилении феодального господства. Например, лица, попавшие в долговую кабалу к феодалу, становились закупами, т.е. обязанными своей работой в хозяйстве феодала вернуть полученную у него «купу» (долг), для чего им предоставлялись земельные угодья и средства производства. Если закуп совершал побег, то он превращался в полного («обельного») холопа (ст. 56-64, 66 «Русской Правды» Пространной редакции).

Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения.

Анализ этого исторического материала дает основание полагать о следующих особенностях правового регулирования земельных отношений в Древней и средневековой Руси.

В Киевской Руси феодальные отношения развивались неравномерно. Например, в Киевской, Галицкой, Черниговской землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

В Новгородской феодальной республике развитие крупного феодального землевладения происходило быстрее, чем на всей остальной Руси, причем росту могущества новгородских феодалов способствовала жестокая эксплуатация покоренного населения, проживавшего в обширных новгородских колониальных владениях.

Феодальное землевладение порождало в средние века взаимосвязь феодалов с помощью системы вассальных отношений типа вассалитета-сюзеренитета. Существовала личная зависимость одних вассалов от других, а великий князь опирался на меньших князей и бояр; они искали у него защиты во время частых военных стычек.

Высокий авторитет религии в древние и средние века порождал земельное господство церкви, получавшей значительные земельные угодья от государства и феодалов. Например, традиционным было со стороны феодалов дарение церкви и монастырям части земельных угодий, закладываемых на вечный помин души; пожертвования им земель для возведения храмов, монастырей и для других нужд. Имели место и факты занятия земель с нарушением земельных прав других лиц. Так, в 1678 г. на монахов Трифонова монастыря (ныне - г. Вятка) поступила жалоба от крестьян, у которых силой были отобраны сенокосы и рыбохозяйственные водоемы. Тинский А. Хранилище истории // Кировская правда. 1984.

Развитию феодальных отношений способствовали такие обстоятельства, как почти двухвековое господство над Древнерусским государством Золотой Орды. Требовалась систематическая выплата дани, но при рутинном состоянии феодальной техники эффективность земледелия могла быть достигнута лишь путем открытого насилия над личностью крестьянина. Эти два обстоятельства при укреплении феодальных тенденций способствовали долгому и прочному господству крестьянского права в России, вплоть до 1861 г.

Возникновение, формирование и укрепление феодальных отношений в Древнерусском государстве имело прогрессивное значение на определенном этапе его развития, поскольку помогло сформировать и укрепить региональные (княжеские) образования, централизованное объединение которых позволило создать могучее Российское государство.

Вместе с тем феодальная раздробленность являлась тормозом экономического развития регионов, поскольку сдерживала обмен между ними (товарный, информационный и т.п.). Это отрицательно сказывалось на развитии земледелия, сельского хозяйства, ремесел, культуры и других сфер общественной жизни.

Поскольку высшие слои феодалов представляли собой главную оппозицию власти государя, к концу XV в. появилась ярко выраженная тенденция к ограничению их привилегий и формированию нового класса -помещиков-дворян.

Помещикам-дворянам давалась земля под условие службы государю, и первая крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла в конце XV в. после присоединения Новгорода к Москве (1478 г.) - Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли, а в XVI в. помещичье землевладение стало важной формой хозяйствования.

Раздача земель дворянскому войску усиливала эксплуатацию крестьянства, что побуждало крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении таких перемещений. Ограничительные мероприятия осуществлялись вначале путем заключения междукняжеских договоров, а затем было применено правовое вмешательство: установлен запрет на перевод крестьян с княжеских земель на частные земли; право перехода крестьянина только один раз в году - в Юрьев день (26 ноября) и в течение недели после него; обязанность уплатить высокую плату за уход от феодала и т. п.

Раздача земель дворянскому войску консервировала феодальную систему, но прекратить ее было нельзя, поскольку другие источники укрепления армии отсутствовали.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из малых князей и бояр в годы опричнины погибли, другие получили новые земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование под условием верности и службы. В результате не только был нанесен удар по старой феодальной знати, но и подорвана ее экономическая основа, поскольку раздаваемые земли перешли служилым людям.

В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.

Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.

Одновременно полученная и документально закрепленная информация явилась обстоятельством, способствовавшим созданию системы крепостного права в сельском хозяйстве России, благо государство нашло способ избавления и от Юрьева дня. Так, с 1581 г. стали вводиться «заповедные лета», т.е. годы, когда Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное закрепление крестьян за феодалами - введено крепостное право.

Теперь рассмотрим поместное замлевладение.

ВОТЧИНА, вид феодальной земельной собственности. Возникла в Древнерусском государстве в 10-11 веках как наследственное родовое (позднее и семейное) или корпоративное владение («отчина»). Владельцами вотчины были князья, бояре, церковь. Формирование русских княжеств и земель с середины 11 века привело к тому, что неприкосновенность вотчин-княжений была подтверждена Любечским съездом 1097 года. В 13-15 веках вотчина - основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к середине 14 века. С конца 14 века началось увеличение количества монастырских вотчин в Северо-Восточной Руси. Во 2-й половине 15 века значительную часть этой территории охватывали также княжеские и боярские вотчины. В рамках вотчинного землевладения отсутствовало право майората. Большая часть наследуемых земель закладывалась, дробилась между многочисленными наследниками или продавалась и отдавалась монастырям для посмертного поминания. Вотчинники обладали рядом привилегий (судебных, финансовых и др.). В 15-17 веках наряду с вотчиной существовало поместье как условная форма землевладения. В конце 15 - начале 16 века многие крупные землевладельцы Новгородской и Псковской республик, Тверского великого княжества были лишены своих вотчин великими князьями московскими. При этом росли вотчины крупных монастырей (Троице-Сергиева, Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и др.). Различались родовые («старинные»), купленные, с 1610-х годов также выслуженные вотчины. Многие вотчинники потеряли свои владения в период опричнины, продали или заложили свои вотчины, желая избежать их конфискации государством. В 1580-х годах монастырям было запрещено покупать или получать вотчину в виде вклада от частных лиц. В 17 веке вотчинное землевладение вновь начало расти. Различия между поместьем и вотчиной в 17 веке постепенно стирались. В конце 17 века вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ царя Петра I от 23.3(3.4). 1714 о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Большинство монастырских и церковных вотчин ликвидировано в ходе секуляризации 1764 года. В 18-19 веках термин «вотчина» употреблялся по отношению ко всякой наследственной земельной собственности, при этом сохранялось правовое различие между родовой вотчиной и приобретённой.

Лит.: Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. 3-е изд. СПб., 1903; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. 2-е изд. М., 1952-1954. Кн. 1-2; Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - 1-й половины XVI в. Л., 1979; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Шватченко О. А. Светские феодальные вотчины России в 1-й трети XVII в. М., 1990; он же. Светские феодальные вотчины в России во 2-й половине XVII в. М., 1996; он же. Светские феодальные вотчины России в эпоху Петра I. М., 2002; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996; она же. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004; Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2-е изд. М., 2006.

«Вотчиной» (от слова «отец») в средневековых русских документах могли назвать любое наследство. Но чаще это слово употреблялось в конкретном контексте, и так оно используется историками-медиевистами. Как юридический термин, понятие вотчины применялось до XVIII века, и еще на протяжении столетия – как условное наименование.

Каждый да держит отчину…

Такая формулировка приведена в решении . Речь шла о неприкосновенности соседних владений. Соответственно, под «вотчиной» князья разумели контролируемые каждым из них на тот момент земли вместе с населяющими их людьми.

Слово употребляется в разных изданиях «Русской Правды» и ранее. По этим документам можно понять, что вотчина – владение крупного феодала (князя или боярина), которое он получил в наследство от предков и которое закреплено за его родом.

Это понятие включает не только земельный надел, но и обязательно подданных, живущих на нем. Вотчинник обладает по отношению к ним особыми правами – получает платежи, требует повинности, осуществляет суд.

Изначально вотчиной именовали только владения киевских князей. То есть понятие по сути приближалось к «территории государства». Затем так же стали называть владения богатых бояр и удельных князей. Таким образом, вотчина представляла собой государство в государстве, и владелец получал право на осуществление части государственных функций. В числе прочего, он мог раздать часть земель своим слугам «в кормление», то есть в качестве вознаграждения за службу. Но вотчинным такое владение не становилось – его можно было передать по наследству, но лишь при условии, что наследник устроит сюзерена и тоже будет ему служить.

Вотчину можно было получить другими способами: получить в наследство, в подарок, купить или завоевать.

Не совсем собственность

Большинство историков указывает, что вотчина уже в XI веке представляла собой частную собственность боярина. Это не совсем так. Владение принадлежало не человеку, а роду. Им можно было распоряжаться (до продажи и дарения включительно), но только с согласия семьи. Закон оговаривал права наследников (супруги, детей, братьев) на вотчинное владение. Но верно, что боярин мог иметь несколько вотчин на значительном удалении друг от друга, причем его владения могли быть на земле одного князя, а службу он при том нес у другого. Этим вотчина отличается от феодального поместья, которое тоже можно было передать по наследству, но лишь при условии несения службы в пользу высшего сюзерена земли.

Вотчинные права достигли максимума в эпоху феодальной раздробленности. Усиление же центральной власти же почти сразу вступило с этими правами в противоречие. В XVI веке в Московском государстве начинается ограничение прав вотчинников. поступил еще проще – сократил количество вотчинных бояр, подвергнув их репрессиям и конфисковав владения в пользу короны. В период

», как владение на более широком праве собственности.

В течение известного нам по документам времени (XV – XVII столетия) вотчинное владение постепенно ограничивается, окончательно сливаясь в начале XVIII с поместным. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном указами 1562 и 1572 всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины. По наследству эти вотчины могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя.

Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы. Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы. Когда же Московская Русь стала в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было, далее, одновременно с княжескими вотчинами, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами (1562, 1572). Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее 4 колена.

Деревенский двор. Картина А. Попова, 1861

Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом XVI века, значительная часть их ушла из рук вотчинников. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора . В 1551 было запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 – давать на помин души в богатые обители; в 1580 дано родичам неограниченное право выкупа, «хотя кто и далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей на государя. В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована: неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621).

По способу приобретения различались вотчины родовые или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные . Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627); по указу 1679 отнято право завещать вотчины, мимо детей, братьям, родственникам и чужеродцам. Так как указы XVI в. о неотдаче вотчин в монастырь не исполнялись, то в 1622 правительство признало не выкупленные до 1613 вотчины за монастырями; позволено было и впредь давать вотчины в монастыри, не только условно до выкупа, а в 1648 безусловно запрещено монастырям принимать вотчины, под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно.

Указом Петра I о единонаследии 23 марта 1714 было определено впредь «как поместья, так и вотчины именовать равно одно, недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была, как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом – постепенного расширения права пользования поместьями.

Литература о вотчинах : С. В. Рождественский, Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. (Спб., 1897); Н. Павлов-Сильванский, Государевы служилые люди (Спб., 1898); В. Н. Сторожев, Указная книга Поместного приказа (движение законодательства по вопросу о вотчинах; М., 1889).

Материал из ЭНЭ

Вотчина

Термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагается поместью , как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин «недвижимое имение», смешало поместье и вотчину под одним наименованием «недвижимое имение вотчина». По своему грамматическому происхождению термин В. означает все доставшееся от отца сыну («купля отца моего - моя отчина», ) и может поглощать собой понятия «дедина» и «прадедина». Теряя частноправовой характер, вотчина в княжеском словоупотреблении возвышается до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владеть какою-нибудь областью: так, московские князья и цари называют своей вотчиной Новгород Великий и Киев . Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажется, еще в XI в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.:

«Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьского монастыря и церкы, яже тамо есть святого Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы ».

Вотчинное землевладение - древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, - был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это - первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право , - перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному (военно-служилому), то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг «под дворским», которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (начало XIV в.), которая, действительно, как бы намекает на поместье (не употребляя, однако, самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин «поместье» в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466-1478 годами (в актах литовско-русских - несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III , они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны - населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечается взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство , растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы «в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила». Здесь под словом «земля» равно разумеется и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбывается такая же обязательная служба, как и с поместья, - крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди , завладевшие многими землями и оскудевшие службою, - «не против государева жалованья (то есть поместий) и своих (в)отчин в службах бывают». Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта года, по которому «впредь… как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина», необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно «вотчина» (родовая, старинная); 2) «купля»; 3) «жалованье» (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., например, курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводивший порой к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос (см. Наследственное право). Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам «купель». Купля - недвижимое имущество , приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей; а в жалованных грамотах на вотчины с г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: «а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают». От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до г.; 2) с г. по г.; 3) с г. по г.; 4) до

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.