Виды работы по развитию фонематического слуха. Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха Работа по формированию фонематического слуха

у дошкольников.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).

Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква - это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.

Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо ”дом” - ”том”), звук ”р” - на ”л” и обратно (вместо ”три” - ”тли”, вместо ”корова” - ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” - ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” - ”ждорово”, вместо ”здесь” - ”ждесь”) и др.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

В средней группе детского сада для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах.

Вот, например, одна из игр. Называется она ”Расколдуй слово”.

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук ”м”, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук ”м” (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук ”с”, а буква ”бэ” в словах звучит как звук ”б” и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

В статье перечислены виды работы по развитию фонематического слуха — дается система упражнений и игровые задания к ним.

В формировании речи ведущую роль играет непосредственное акустическое восприятие. Именно оно и страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. О фонематическом восприятии можно говорить только тогда, когда ребенок начинает понимать речь, что происходит при подключении самостоятельного артикулирования.

Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.

Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез).

В этой статье фонематическим восприятием я называю именно слуховое различение фонем, а фонематическим слухом – всю систему фонематических отношений (процессы восприятия, представлений, анализа и синтеза). Это не противоречит определению Л.С. Выготского.

В зависимости от того, какой из фонематических процессов в коррекционном упражнении мы развиваем в большей степени, можно выделить следующие виды работы:

  1. Работа над фонематическим восприятием
  2. Уточнение фонематических представлений
  3. Развитие фонематического анализы и синтеза

«Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина.

I. Работа над фонематическим восприятием.

Узнать, услышал ли ребенок фонему можно только одним способом: если он подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука)

Начинаем с облегченного варианта: выделение звука в ряду изолированных звуков, слогов, в словах, где нет близких по артикуляционно-акустическим свойствам звуков. Предварительно нужно уточнить артикуляционный уклад звука с опорой на зрительный, тактильный, кинестетический анализаторы. В дальнейшем можно исключить визуальный ряд (с закрытыми глазами поднимать руку на заданный звук). По мере развития фонематического слуха, игровые задания усложняются.

«Чьи ушки лучше слышат?»

Логопед называет слова: бегать, побегать, палка, банка, печка, копать, заботливый, победа (на дифференциацию п-пь, б-бь), а ребенок поднимает нужный сигнал.

П – синий закрашенный кружок

Б – синий незакрашенный кружок

Пь – зеленый закрашенный кружок

Бь – зеленый незакрашенный кружок

II. Уточнение фонематических представлений.

Здесь всего два вида работы: припомнить слова на заданный звук или отобрать картинки. Только так можно узнать, насколько точны фонематические представления. Это и содержание работы, и ее результат. Конечно, есть разница: вспомнил ли ребенок одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал двадцать слов – разных частей речи и рассортировал картинки на два-три-четыре смешиваемых звука (это реально).

Например: ч-ть-ц.

Картинки: чайник, цыпленок, утюг, цветок, мяч, цапля, утенок, картина, удочка, кольцо, котенок. Кто быстрее рассортирует картинки на звуки ц-ч-ть.

Игра «Кто больше вспомнит слов?»

Логопед побуждает детей подбирать слова – разные части речи (с заданным звуком) и дает цветные фишки (красная – существительные (слова-предметы), зеленая – прилагательные (слова-признаки), синяя – глаголы (слова-действия), золотая – остальные части речи). Игру можно провести по командам: девочки вспоминают слова со звуком [р], а мальчики со звуком [рь].

Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

Картинки разложены в группе, дети выбирают те, в названии которых есть заданный звук (звуки) и по одной относят на свое место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда: раз, два, три, четыре, пять — игру можно начинать (заканчивать). Победитель тот, кто выбрал больше картинок и ни разу не ошибся.

Игра «Молчанка».

Ребенок выбирает картинки на заданный звук или сортирует на два близких. Удобно проводить после игры в лото: — Отдайте мне большие картинки, а маленькие рассортируйте. Со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую. Взаимопроверка.

III. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Синтез в «чистом» виде — «устное чтение».

Собери слово из звуков.

Все звуки поссорились, помири их и отгадай, какое слово я задумала:

Усложнение: удлинение слова и увеличение интервала между звуками.

Элементарный фонематический анализ:

  • определение наличия или отсутствия звука в слове (к 3-4 годам в норме)
  • определение первого и последнего звука в слове (в норме к 6 годам)

Игра «Домино» — название следующей картинки начинается с последнего звука в названии предыдущей. Можно устно – по типу игры «в города».

К 6 годам ребенок, занимающийся с логопедом с 4-5 лет, уже называет по порядку звуки в коротких словах, следовательно, определение звука в середине слова на этом этапе уже неактуально.

Высшие формы фонематического анализа:

Определение последовательности, количества и места звуков в слове

Учет поэтапного формирования умственных действий:

  • опора во внешнем плане
  • в речевом плане
  • в умственном плане.

1. Составление схемы слова.

Методику я уже публиковала на этом сайте: .

Примерная последовательность типов слов для анализа: ус, да, рот, мама, домик, санки, стол, волк, крыша, капуста, королева.

Можно отдельно выделить методику работы со словами – паронимами (отличающимися одним звуком)

Как ты думаешь, «бочка» и «почка» одно и то же или разные слова?

Придумай предложение со словом «бочка».

Придумай предложение со словом «почка».

Вывод: По смыслу слова разные.

Давай сравним их по звуковому составу.

Составление схем.

Анализ: В слове «бочка» первый звук [б], а в слове «почка» — [п], все остальные звуки одинаковые. Вывод: Важно слышать и правильно произносить все звуки.

2. Игра «Лото».

1 вариант:

Что ты будешь делать?

Я буду определять место звука [с] в слове.

Чьи «усы»? — Мои «усы». В слове «усы» звук [с] стоит (живет) на втором месте. Я закрываю «усы» «усами» (кладу усы на усы)

2 вариант:

Что ты будешь делать?

Я буду определять, какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте.

Чья пушка? Моя пушка. В слове «пушка» я слышу звук [ш], он стоит на третьем месте. Я закрываю пушку пушкой.

Чья сова? Моя сова. В слове «сова» я слышу звук [с], он стоит на первом месте.

Ведущего (ведущих) можно выбрать из детей.

3. Звуковое и слоговое домино.

Звуковое домино: найти два слова с одинаковым количеством звуков.

В словах «воробей» и «ромашка» по семь звуков.

Я кладу воробья к ромашке.

Сначала дети считают количество звуков, загибая пальчики: СГ-2, изолированный звук — 1. Потом в уме.

Слоговое домино:

В словах «кресло» и «цветок» по два слога (по два гласных звука).

Я кладу кресло к цветку.

4. Игра «в кубик».

В зависимости от того, сколько точек на грани, задание: вспомни слово, где три звука. Вспомни слово, где два слога. Вспомни пять слов со звуком [ч].

5. Ребусы.

Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например:

КАРАНДАШ ОБЛАКО ТАНК – КОТ

То же с цифрами:

УЛИТКА (2) РЕПКА (2) СОВА (1) – ЛЕС

6. Цифровой ряд от 1 до 6 у каждого ребенка.

Нужно определить место заданного звука в словах, называемых логопедом, и выложить символ звука над (под) цифрой.

Что ты будешь делать? – Определять место звука в слове.

Аналогичное задание на дифференциацию звуков:

Здесь надо определить какой звук есть в слове (из смешиваемых) и на котором по счету месте. В одном слове могут быть 2 смешиваемых звука. Детям, которые первыми справились с заданием – фишки.

7. Игра «Лото».

Логопед: У кого есть слово, где звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?

Дети закрывают картинки фишками. Можно брать большие картинки от любого лото.

8. Преобразование слов.

Заменить один из звуков в слове заданным. Например:

Меняем первый звук на [р]

  • кот – рот
  • сом – ром
  • забота – работа

Меняем третий звук на [ч]

  • ветер – вечер
  • Петька – печка
  • корка – кочка

9. Подбор слов (картинок) к схемам и наоборот.

Соединить картинку с нужной схемой маркером на доске или в индивидуальных тетрадях.

10. Игра с мячом «Назови гласные звуки».

Логопед слово, а ребенок только гласные звуки:

Кастрюля – а у а.

11. Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове.

Подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.

Становление фонематической системы заканчиваются во время обучения грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез есть закономерное продолжение работы по развитию фонематического слуха.

Важно идти от звука к букве, так как именно такой способ обучения предупреждает нарушения письма и чтения.

Литература:

  1. Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г
  2. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г
  3. Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов»
  4. Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г
  5. Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г
  6. Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г
  7. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).

Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква -- это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.

Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык -- сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей -- они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо ”дом” -- ”том”), звук ”р” -- на ”л” и обратно (вместо ”три” -- ”тли”, вместо ”корова” -- ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” -- ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” -- ”ждорово”, вместо ”здесь” -- ”ждесь”) и др.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

В средней группе детского сада для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах. Приложение №9. Игры по развитию фонематических процессов.

Вот, например, одна из игр. Называется она ”Расколдуй слово”.

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук ”м”, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук ”м” (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук ”с”, а буква ”бэ” в словах звучит как звук ”б” и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

Развитие фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Формирование звукопроизношения

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФН правильного звукопроизношения:

для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Особенности формирования правильного звукопроизношения:

1. Формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова.

2. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений.

3. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов.

4. Коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи.

5. Активизация процесса формирования правильного звукопроизношения, уточнение произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи.

6. При определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенного введения трудностей с учётом зоны ближайшего развития детей.

Формирование звуковой стороны речи идет последовательно.

Основными задачами коррекционного обучения в группе для детей с ФФН в детском саду являются:

формирование звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем, виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения - в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

Логопедическая работа на занятиях

Основная форма коррекции речевого недоразвития детей с ФФН - это обучение на занятиях. Развитие речи способствует развитию коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся 3 типа занятий:

Индивидуальные.

Основная цель - подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Подгрупповые.

Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции, адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может просто организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков. Индивидуальные и групповые занятия носят опережающий характер к усвоению фонетического и лексико-грамматического материала.

Фронтальные.

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и их активное использование их в различных формах самостоятельной речи. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение.

Развитие артикуляционного праксиса.

Фонационные упражнения.

Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.

Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

Основная цель - первоначальное закрепление логопедом звуков в различных фонетических условиях. При этом осуществляется следующая работа:

Закрепление навыков произношения изученных звуков;

Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

Закрепление доступных возрасту грамматических категорий, с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Индивидуально - подгрупповые занятия включают в себя:

Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков (гласные и наиболее доступные согласные звуки).

Постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Постановке звука предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата.

При отработке звука следует придерживаться определенной системы: (учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук):

В открытых слогах (звук в ударном слоге): са - сани, су - сук, со - совы;

В обратных слогах: ос - осы;

В закрытых слогах: сос - сосна;

В стечении с согласными: ста - станок;

В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: ма - маска.

Мягкий знак отрабатывается в той же последовательности, что и твердый.

Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са - ша, ша - са, саша - шаса, саш - сош, сашаса - шасаша. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух.

Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.

1 этап - закрепление правильного произношения изучаемого звука.

2 этап - дифференциация звуков (на слух и в произношении).

Работа по развитию фонетической стороны проводятся одновременно с работой по различению фонем родного языка. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивает основу для подготовки детей к овладению грамоты.

I период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):

Закреплять навыки произношения звуков:а, у, и, р, э, ы, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, й, ль (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

Различать эти звуки:

Изолированно;

В слоговых сочетаниях;

В словах;

В предложениях;

В речевом потоке;

Запоминать и воспроизводить звуковой ряд;

Воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

Развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);

Учить правильно, пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;

Развивать речевое дыхание;

Воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

Развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);

Знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

II период (вторая половина ноября - первая половина февраля):

Закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков: ль - й, ы - и, с - сь, з -зь, ц, б - п, ш, ж, с - ш, с - ж - з - ж;

Дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;

Находить звуки в слове;

Определять место звука в слове;

Выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су;

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

Вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;

Согласовывать числительные с существительными;

Подбирать однокоренные слова;

Образовывать сложные слова;

Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

Распространять предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

Составлять предложения по опорным словам;

Составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;

Заучивать стихотворения;

Закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словесном материале.

III период (вторая половина февраля - май):

Активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой;

Развивать детскую самостоятельную в «оречевлении» предметно - практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов. В самостоятельной речи они должны свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделять звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов. Приложение № 10. Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ФФН.

1. Актуальность темы.

2. Основные принципы коррекционной работы.

и восприятия.

фонематического слуха и восприятия.

5. Список литературы.

6. Приложение.

Родной язык служит могучим, активным средством всестороннего развития личности ребенка. Это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речьребенка, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речевого развития, а следовательно, и с нарушением фонематического слуха и восприятия и соответственно проблема предупреждения и преодоления нарушений средств языкового чутья.

Проблема развития фонематического слуха и восприятия у детей актуальна тем, что он является неотъемлемым составным элементом языкового чутья,без него невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа и синтеза. В связи с этим встает важная задача развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы развития речи.

Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны речи (формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь, ознакомление с художественной литературой), но более интенсивно идет развитие звуковой культуры речи, а следовательно, и развитие фонематического слуха.

По данным Т. А. Ткаченко, развитиефонематического слуха представляет собой элемент языкового чутья. Развитие фонематического слуха и восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры, а без этого невозможно становление звукового анализа и синтеза.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования фонематического слуха и восприятия у детей с нормой речи, недостаточно разработаны. Исследования развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста представляют определенный интерес, так как его задержка создает определенные трудности в развитии произносительной стороны речи, которые отчетливо проявляются и влекут за собой трудности во время перехода ребенка в школу.

Коррекция развития речи у детей с нарушением формирования звуковой культуры речи с использованием развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста является одним из условий готовности их обучения в школе.

Но технология развития фонематического слуха и восприятия остается недостаточно разработанной.

ОБЬЕКТ – процессы формирования фонематического слуха и восприятия удошкольников с общим недоразвитием речи.

ПРЕДМЕТ – методика формирования фонематического слуха у детей разных возрастных групп.

ЦЕЛЬ – разработка мини программы диагностики и развития фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Цель коррекционно-логопедической работы — развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа основана на ряде принципов:

* Принцип дифференцированного подхода.

Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально — психологическими особенностями детей.

* Онтогенетический принцип.

Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности.

*Принцип поэтапного формирования умственных действий.

В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи, а затем во внутреннем плане.

* Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала.

Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.

Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются обще дидактические принципы: принцип наглядности и доступности материала, принцип сознательного усвоения знаний, принцип активности обучающегося, принцип учета возрастных особенностей ребенка.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально — психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

I. Развитие слухового внимания и памяти.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

* Игра «Отгадай, что я делаю?»

Процедура: Дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,…..

* Игры «Парад звуков», «Сделай так же», «Колокольчик», «Что говорят животные», «Тихо — громко»

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

* Игра в лото.

Процедура: У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

* Игра «Запомни и назови».

Процедура: Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

*Игры: «Запомни — покажи», «Подбери слово»

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением назаданный звук.

Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук…

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).

Процедура: Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые

(примечание:щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов, взрывные — в закрытых слогах).

А) Определение наличия гласного звука.

Б) Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый — мягкий, звонкий — глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный звук.

Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

3. Фонематический анализ слов.

Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

~ односложные слова, типа: ус, дом, рис;

~ двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

~ двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

~ двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

~ односложные слова со стечением в начале слова: стул;

~ односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

~ двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

~ двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка;

трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п.

А) Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал: с учетом вышеизложенной последовательности.

Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук …

— назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

— отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

Б) Выделение первого ударного гласного из слова.

Речевой материал:

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

Инструкция: Назови первый гласный звук слова:

— (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука)напиши гласную букву, стоящую в начале слова

— подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного

и т.д.

в) Вычленение первого согласного звука из слова.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.

Инструкция: Назови первый согласный звук:

— подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

— обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;

— (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

г) Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал : сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звуко -слоговые структуры.

Процедура: Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Инструкция: Назови последний звук в слове:

— подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его;

— обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

— отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

Речевой материал: в описанной последовательности(сначала слова,

типа: сок, дом, рис).

Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

— подними руку, если в слове «сильный» звук …

— (для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).

III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.

Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):

— назови сколько звуков в слове;

— выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

—отбери картинки с заданным количеством звуков;

— отстучи количество звуков в слове;

— напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;

—разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

— сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура : Логопед предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.

Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:

— послушай слово и назови слово по звукам;

— выложи цветными фишками слово;

— заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

— назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: Найди место звука … в слове;

— назови картинку, место звука … в слове;

— отбери картинки, в названии которых звук …стоит на 2 (3,4) месте;

— назови место звука … в словах (в ряду слов);

— обозначь место звука на схеме;

— назови «соседа справа» звука … (вариант: «сосед слева», соседей);

— назови, после какого звука стоит звук … (вариант: перед каким звуком);

— назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

— составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);

— проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, …,последний);

— сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;

— выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме …, объясни почему);

— разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

IV. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: ……, потом……., затем…….).

Инструкция: Назови слово, которое я загадала.

V. Развитие фонематических представлений

Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Процедура: Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Инструкция: Придумай слово со звуком … :

— придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

— отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

— подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

4. Преобразовать слова:

— добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

— убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

— изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-…;

— переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;…

— составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,… (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко — буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

Список литературы

1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – С.302-311.

2. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей сред. дошк. возраста. /В.В.Гербова. – М., 2002.

3. Головчиц Л. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников//Дошкольное воспитание, №6, 1998, с.71-76.

4. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия, №1-2, 2003, с.28-30.

5. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи».

6. Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995 г.

7. Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей». Д-д, 1990 г.

8. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л.С., М., 1995 г.)

9. Логопедия. (под ред. Правдиной О.В., М., 1969 г.)

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г.

11. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб., 2003.

12. Рыбина Э.В. «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» Дефектология,1989 г.

13. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа.» СПб, 1998г.

14. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии. //Вопросы психологии, №5, 1980, с.95-103.

15. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дошкольное воспитание, №5, 2007, с.71-77.

Приложние 1.1

Перспективное планирование проведения дидактических игр,направленных на развитие неречевого слухау детей младшего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

«Что звучало?»

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит, трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

ноябрь

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

«Где позвонили?»

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

декабрь

“Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

январь

“Веселые куклы”

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

“Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

февраль

“Коробочка гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

март

“Высокие- низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

Приложение 2.1

Перспективное планирование проведения дидактических игр,направленных на развитие фонематического восприятияу детей среднего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

“Кто самый внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

ноябрь

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“Медведица и медвежонок”

“Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

декабрь

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

“Дадим ромашке попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

январь

“Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

февраль

“Угадай-ка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

“Дом большой - дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

март

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

апрель

“Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Факультет Музыкально-педагогический

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие фонематического слуха как средство формирования грамотности»

Петропавловск, 2014

Введение

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями <#"96" src="/wimg/15/doc_zip1.jpg" />

в учебнике русского языка для 3 класса общеобразовательной школы первая часть всего 325 упражнений, из них 4 упражнения направлены на развитие фонематического слуха. Например:

Учебник по русскому языку для 3 класса в первой части содержит 23 упражнения, способствующих развитию грамотности. Например:

во второй части учебника русского языка для 3 класса всего упражнений 332. Упражнения на развитие фонематического слуха отсутствуют. Упражнений на развитие грамотности 24. Примером может служить следующее:

в учебнике русского языка для 4 класса всего 554 упражнения. В данном учебнике форзаце вводится условный знак звукобуквенного разбора (фонетического):

Для разбора в учебнике дано 5 слов. Грамотность в данном учебнике развивается с помощью 28 упражнений. Например:

Анализ общеобязательной учебной программы по русскому языку 2 - 4 классы общеобразовательной школы и учебников 2 - 4 классов издания Аматыкітап показал необходимость расширить «арсенал» учителя младших классов упражнениями, дидактическими играми, развивающими фонематический слух, как средство развития грамотности младших школьников.

фонематический слух школьник грамотность

2.2 Методические приёмы работы над формированием фонетического слуха младших школьников

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Но стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный слух (музыкальный) развивается значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют .

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего младшего школьного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте, письму, чтению и формировании и развитии грамотности.

Развитие фонематического слуха осуществляется с самых первых этапов работы со звуками и проводится в игровой форме.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий по грамоте проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического слуха, вследствие и фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения[ 28].

Система воздействия по формированию фонематических процессов включает следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?).

Учитель расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

Учитель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится .

Знакомство детей с понятиями: гласный - согласный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные.

Учителем широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик - звонкий звук, зачёркнутый колокольчик - глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.

Закреплению данных понятий могут помочь стихи:

Гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

Согласные звуки.

А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.

Звонкие - глухие звуки «Капли - барабаны».

Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: пугаться, пускать - здесь голоса нет в звуке П,

А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.

Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!

Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.

П - это капают капли дождя, Б - барабанов бой.

Ф - это фырканье ежа, В - это волка вой.

Ш - мышонок тихо шуршит, Ж - жук зажужжал.

Т - это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.

К - то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,

Г - загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.

И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,

Помни, что Б - барабанов бой, а П - лишь капли дождя.

Твёрдые - мягкие звуки «Нежный или злой».

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,

А твёрдые - словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки: ель, капель, мель, метель.

Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.

Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: стол, укол.

Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: молот, лук.

А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.

Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.

Послушайте: свежесть, близость, весть - здесь всё протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть чуть - чуть попозже уйти.

Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:

мел - мель, брат - брать, кров - кровь .

Следующим видом работы учителя с детьми над развитием фонематического слуха являются игры с мячом.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Учитель: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) - и только с этой.

Цель: развитие фонематического слуха, воображения.

Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч учителю, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Как тебя зовут?

А фамилия?

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков - называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество .

Дидактические игры направленные развитие фонематического слуха.

.«Рыбалка».

Цель. Развивать фонематический слух, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

.«Телевизор».

Цель: развивать фонематический слух, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

.«Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

.«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

.«Собери цветок»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у младших школьников.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

.«Незнайка с кармашком»

Цель: развивать фонематический слух, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.

Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

. «Найди ошибку»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематический слух и внимание.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

. «Речевое лото»

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка - уточка, мишка-мышка, коза - коса

мак-рак трава - дрова, кит-кот

кадушка - катушка, усы-уши, дом-дым

. «Математическая граматика»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

Вышеперечисленные игры можно использовать не только на занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма и развитии грамотности.

Заключение

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте и русскому языку необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

В мы своей работе изучив и проанализировав психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, а также нормативные документы:

Дали сущностную характеристику понятию «фонематический слух»;

Охарактеризовали понятие «грамотность» и рассмотрели этапы развития грамотности;

Провели анализ учебной программы по русскому языку 2-4 классы;

Рассмотрели методические приемы работы над развитием фонематического слуха у младших школьников;

Подобрали игры, развивающие фонематический слух для младших школьников.

Пришли к выводу: между фонетикой и орфографией существует тесная взаимосвязь, и определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.

Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.

Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Список использованной литературы

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» (сизменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.).

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н.А. Назарбаев.

Грот Я.К. Орфографическая зоркость / Я.К. Грот // Начальное образование. - 2002. - №9 - С.56-58.

Федоренко Л. П. Принципы обучение русскому языку. - М.: Просвещение,1973. - с. 230.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.

Ряписова А.Г. Педагогика / авт.-сост. А.Г. Ряписова - Новосибирск: НГПУ, 2007. - с. 50.

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 2002. - с.172.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. - М.: Просвещение, 2006. - с. 215.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Академия, 1959. - с. 321.

Акенова А.К. Методика обучения русскому языку: учебник для студентов педвузов - М.: ВЛАДОС, 2004. - с.114.

Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе. - Магнитогорск, 1997. - с. 136.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999. - с. 214.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - Томск: Пеленг, 1992. - с. 203.

Большой энциклопедический словарь. Глав. Ред. А.М. Прохоров. - Санкт-Петербург: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. - с. 1632.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Высшая школа, 1999. - с. 94.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. - Санкт-Петербург: Адлант, 2013. - с. 1591.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в школе: учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 36.

Бунеева Р.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. - М.: Просвещение, 2010. - с. 302.

Учебная программа «Русский зык» 2 - 4 классы общеобразовательной школы. - Астана, - 2010. - с. 24.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2009. - 216с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 1. - 152с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 2. - 148с.

Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. - 184с.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2005. - 176с.

Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах, М., 2009.- 23с.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.

Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 144с.

Ляудис В. Я. Развитие фонематического восприятия в процессе обучения: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1999. - 38 с.

Тихомирова Л.Ф. методика знакомства со звуками. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 122 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.