Элективный мутизм: причины, проявления и психотерапевтическое лечение. Избирательный мутизм у детей Занятия педагога психолога с детьми диагноз мутизм

Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания. Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии. Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам. Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

Что вызывает мутизм?

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» - молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Симптоматический комплекс

Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями . Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

  • проблемы клинико-психиатрического характера . В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
  • комплекс речевых нарушений . Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
  • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.

Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

  • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
  • личность больного ребенка . Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.

Фотогалерея: дополнительные симптомы мутизма

Специфика лечения мутизма у детей

Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог

Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

  • психолог/психотерапевт;
  • клинический психотерапевт/психиатр;
  • логопед;
  • невролог.

Если ребенок не начал говорить до трехлетнего возраста, то это не повод чрезмерно беспокоиться. Особенность формирования процесса вербализации происходит по-разному у каждого ребенка и рубежным возрастом в такой ситуации является именно три года. Отсутствие речи до данного возраста принято считать нормальным, это явление описывается как несимметричное формирование психических процессов, основанное на особенностях функциональной асимметрии головного мозга у разных детей.

Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии . Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:


Мутизм – заболевание, которое проявляется в полном отсутствии речи при условии полной сохранности речевого аппарата. Этот процесс не следует рассматривать как необратимый, так как восстановление речи вполне возможно при условии правильного лечения, которое назначается только врачом.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и осложнения
  • Профилактика

Этиология

Выделяют такие возможные причины развития этого заболевания:

  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • опухоль головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сильные эмоциональные потрясения;
  • психические заболевания;
  • моральное или/и физическое насилие над ребёнком.

Редко, но все же встречается, заболевание с невыясненной этиологией.

Классификация

Различают такие формы этого заболевания у детей:

  • акинетический мутизм – обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы;
  • элективный (селективный мутизм) – в привычной для себя среде ребёнок ведёт себя нормально, может говорить. При смене обстановки начинается боязнь говорить, теряются навыки коммуникации;
  • избирательный мутизм – характеризуется тем, что клиническая картина проявляется избирательно, ребёнок может нормально общаться только с некоторыми людьми;
  • фобический - чаще всего носит временный характер, появляется как следствие сильного стресса или психологической травмы;
  • апаллический – имеет такую же этиологию, что и акинетический, но более сложное течение. Полное выздоровление наступает крайне редко.

Наиболее неблагоприятный прогноз имеет апаллическая форма мутизма у малыша - в таких случаях, даже при условии своевременно начатого лечения, полное выздоровление наступает крайне редко.

Симптоматика

Следует отметить, что при этом заболевании общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками самой формы недуга. К общей симптоматике относится следующее:

  • речь может отсутствовать только при определённых обстоятельствах;
  • сохраняется ясность сознания, эмоциональное восприятие происходящего;
  • наличие реакции на болевые раздражители;
  • отсутствует спонтанная и диалоговая речь;
  • присутствуют активные двигательные реакции.

Элективный мутизм у детей сопровождается следующей симптоматикой:

  • нарушение развития речи;
  • отстранённость, которая может резко переходить в агрессию;
  • молчаливость;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд;
  • тревога, при обращении к ребёнку.

Акинетический мутизм может дополняться такими симптомами:

  • отсутствует речь;
  • низкая двигательная активность, в некоторых случаях её полное отсутствие;
  • все действия ребёнок выполняет с видимым промедлением;
  • торможение психической активности ребёнка.

При селективном мутизме общая клиническая картина может дополняться следующими симптомами:

  • в привычных для ребёнка условиях симптоматика заболевания отсутствует;
  • при попадании в непривычную среду, ребёнок теряет все навыки коммуникации;
  • наблюдается боязнь заговорить.

Следует отметить, что во взрослой жизни селективный мутизм может перерасти в различные психические заболевания и социофобию.

Фобическая форма этого заболевания характеризуется периодичностью симптоматики - клиническая картина проявляется только при сильных стрессах, психологической травме или моральном насилии над ребёнком.

Аппалическая форма не имеет специфических клинических проявлений, симптоматика полностью соответствует общему перечню. Однако при такой форме недуга полное выздоровление наступает крайне редко. В медицине присутствует неофициальное название этой формы болезни – «бодрствующая кома».

Диагностика

При наличии вышеописанной клинической картины следует как можно быстрее обращаться за медицинской помощью. В этом случае может понадобиться консультация невролога, психотерапевта, логопеда.

Программа диагностики может включать в себя следующие мероприятия:

  • физикальный осмотр с выяснением жалоб, сбором общего анамнеза;
  • неврологический осмотр пациента;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Что касается стандартных лабораторных методов обследования, то они назначаются только при необходимости.

Лечение

Базисное лечение будет зависеть от первопричинного фактора. Если этиологией мутизма является патологический процесс в области головного мозга, то может потребоваться проведение операции:

  • удаление гематомы и установка дренажа в желудочки мозга;
  • хирургическое удаление опухоли головного мозга.

После операции требуется прохождение реабилитации как в самом медицинском учреждении, так и в специализированном санатории, где проводится коррекция речевой функции и социальная адаптация пациента.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В отдельных случаях врач может назначить седативные препараты и транквилизаторы. Для улучшения функционирования головного мозга могут назначаться ноотропные средства.

Отдельное место в лечении этого заболевания занимает психотерапия с мультимодальным подходом - осуществляется комплексное лечение с элементами семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.


Следует понимать, что эффективность лечения такого заболевания у ребёнка будет зависеть не только от назначенной врачами терапии, но и от психоэмоциональной обстановки в семье. Малыша следует оградить от стрессов, моральных травм и нервного перенапряжения.

Кроме конкретного индивидуального курса лечения, следует принимать во внимание и такие общие рекомендации:

  • как можно больше уделять внимания ребёнку - разговаривать с ним, проводить время за развивающими играми;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • постепенная социальная адаптация в обществе - общение и игры с детьми, посещение детских учреждений для обучения и развития.

Лечение этого заболевания может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Прогноз и возможные осложнения

Прогноз будет зависеть от формы и стадии развития недуга. Что касается осложнений, то на фоне мутизма возможно развитие следующих социальных нарушений:

  • трудовой и социальной дезадаптации из-за отсутствия речи;
  • развитие психологических заболеваний, комплексов;
  • социофобия.

Мутизм (лат. MUtus — немота) — невозможность говорить при сохранности речевого аппарата.

Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга.


пично острое начало заболевания. В этом случае мутизм можно рассматривать как проявление истерического невроза, который обычно развивается в тех случаях, если пациент ранее видел больного моторной афазией, читал или слышал о подобных расстройствах. Страдающие истерическим мутиз-мом не могут говорить шепотом, хотя движения губ и языка у них полностью сохранены. Они хорошо понимают устную и письменную речь, могут писать, не делая при этом никаких попыток произнести хотя бы какие-нибудь звуки. Контакт с окружающими такие больные поддерживают при помощи жестов и мимики. При объективном исследовании часто выявляют анестезию или гипестезию мягкого неба и глотки, языка и губ. Пациенты с истерическим мутизмом не выглядят огорченными имеющимся у них расстройством, что резко отличает их от больных с органическими расстройствами речи. Трудности дифференциальной диагностики с органическими расстройствами усугубляются в случае развития невротических нарушений на основе существующих органических симптомов. Если, наряду с неспособностью говорить, выявляется полная потеря слуха с сохранением способности пациента изъясняться посредством письма, говорят о сурдомутизме (лат. surdus — глухой, mutus — немота) — глухонемоте. Мутизм, кроме того, может встречаться при психических расстройствах — депрессивном, кататоническом и психогенном ступоре, при грубых апато-абулических расстройствах.

Необходимо отличать функциональный мутизм от органического, или т.н. акинетического мутизма. Этим термином обозначают особое состояние, проявляющееся в отсутствии активных движений и речи вследствие поражения (травма, инсульт, опухоль) активирующих отделов ретикулярной формации, расположенной в оральной части ствола мозга, при сохранности сознания. Клинические проявления данного синдрома расматривают как максимально выраженную недостаточность побуждения к речи.


Лечение. Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психотерапию, транквилизаторы.

Пoд peд. проф. А. Скоромца

«Мутизм» и другие статьи из раздела Справочник по неврологии

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью).


связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.


В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Термин «элективный мутизм» переводится как «избирательное молчание». Встречается этот феномен у детей старше 5 лет, вернее, с этой проблемой обращаются к врачу в этом возрасте. Начинается это расстройство примерно в 3 года, и только иногда позже. Это отказ от речи в определенных обстоятельствах при полном понимании того, что происходит вокруг.

Элективный мутизм называют еще селективным, избирательным, выделяя типичные ситуации. В МКБ-10 этому явлению соответствует раздел F94.0, входящий в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».

Отдельно указано, что селективный мутизм не включает случаи, когда есть общие нарушения психологического развития, расстройства речи и языка (расстройство артикуляции, потеря слуха, умственная отсталость, последствия повреждения мозга), состояние разлуки у малышей и шизофрению. Таким образом, элективный мутизм – это состояние, при котором нормальный во всех отношениях ребенок отказывается говорить в каких-то особых ситуациях, хотя он отлично пользуется речью в другой обстановке. К врачу обращаются тогда, когда избирательное молчание нарушает социальную адаптацию. Обидно, что к моменту обращения дети избегают общения в некоторых ситуациях уже около 2-х лет. Это состояние нужно лечить, чтобы не было проблем во взрослой жизни.

Критерии диагностики

Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.


Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Причины возникновения

Избирательный мутизм относится к расстройствам тревожного спектра. Дети, страдающие этим расстройством, изначально имеют такие особенности характера:

  • склонность к уединению, стремление к избеганию контактов;
  • молчаливость, все ответы нужно «тащить клещами»;
  • склонность к агрессии, которая возникает вслед за внешним равнодушием;
  • острые эмоциональные реакции в ответ на любое изменение жизненных обстоятельств – переезд, появление новых членов семьи, посещение нового детского коллектива;
  • плохой эмоциональный контакт с другими сверстниками и взрослыми, душевная черствость;
  • низкая потребность в общении.

Первая эмоция, которая возникает у таких детей при контакте с незнакомыми людьми или обстановкой – тревога. Именно она «тормозит» речь в незнакомых для ребенка обстоятельствах. Когда малышу комфортно, он находится в привычной для себя среде, тревога проходит, и речь восстанавливается.

Дети, у которых впоследствии развивается элективный мутизм, изначально робки, застенчивы, испытывают беспричинное беспокойство, сильно нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Особенности характера передаются по наследству, имея свойство усиливаться через поколения.

Жизненные обстоятельства, которые другие дети переносят спокойно, едва замечая – переезд, перемены в детском коллективе, обиды – становятся для таких малышей психотравмирующими. Более значимые события – развод родителей, смерть близких, новый коллектив – могут полностью истощить адаптационные механизмы чувствительного малыша, и он замыкается в себе, что внешне проявляется отказом от речи.

Причиной возникновения может гиперопека, особенно со стороны матери. Когда ребенок не имеет ни малейшего шанса сделать что-то самостоятельно, это вызывает в нем протест, но у него нет никаких средств противостояния подавлению личности, кроме молчания.

Особую тревогу родителей должен вызывать элективный мутизм в присутствии взрослых противоположного пола. Это может говорить о том, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Медикаментозное лечение

Используется крайне редко, только для снятия тревожности, коротким курсом и в низких дозах. Применяются препараты из группы СИОЗС или ингибиторы обратного захвата серотонина. Это Сертралин, Пароксетин, Флувоксамин и Флуоксетин, Циталопрам и Эсциталопрам.

Психотерапевтическое лечение

Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

Поведенческая терапия

Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

Вспомогательные средства психотерапии

Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.

Nav view search

Мутизм у детей

Иногда дети с нормальным физическим и психическим развитием не могут разговаривать, хотя физические дефекты и органические поражения у них не обнаруживаются. Таким детям неврологи ставят диагноз «детский мутизм». Эта болезнь-синдром изучена недостаточно и бывает редким явлением, распространенным среди маленьких детей и подростков.

Мутизм у детей часто принимают за шизофрению или умственную отсталость, или оценивают это состояние, как упрямство. При этом избираются неадекватные психологические, педагогические и лечебные подходы для лечения. Часто факт нарушения речевого контакта расценивают в разных социальных ситуациях как явление временное, что купируется самостоятельно. Однако настырный или хронический элективный мутизм при неправильном лечении или его отсутствии может привести к дезадаптации, как к школьной, так и социальной, включая и зрелый возраст человека. Чтобы назначить полноценное лечение важно своевременно установить точный диагноз.

Различают: селективный мутизм, избирательный мутизм у детей и парциальный, добровольный мутизм, ситуационно обусловленный и характерологический, речевую фобию, немоту при сохраненной слухе.

Причины детского мутизма

При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча.

Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут. При этом ситуация усугубляется и приводит к погружению ребенка в свой собственный внутренний мир под названием детский мутизм.

Симптомы мутизма

Родителям сложно разобраться, что развивается мутизм у детей, симптомы могут проявляться:

  • Отказом разговаривать из-за гиперопеки родителей.
  • Молчанием в результате травмы: физической или эмоциональной, перенесенной в раннем возрасте.
  • Психическими расстройствами с задержкой начала речи или с проблемами артикуляции.
  • Появлением таких заболеваний, как энурез и энкопрез.
  • Частой сменой настроения, негативизмом и компульсивными чертами.
  • Нарушением поведения с агрессией в условиях дома, стеснительностью и молчаливостью вне дома.
  • Разговорчивостью с родственниками и друзьями и молчанием в школе или с незнакомыми. В результате этого дети плохо учатся, их обижают сверстники и не понимают взрослые, так как дети изъясняются жестами или междометиями: «хм», «угу», «ага».
  • Элективный мутизм — классификация

    Элективный мутизм у детей бывает нескольких вариантов и зависит от этиологического фактора:

  • Элективный мутизм и негативное поведение по отношению к определенному человеку или месту, которое ребенок не любит. Это могут быть учителя, воспитатели, неродные родители, врачи, детские дошкольные учреждения, школы и поликлиники.
  • Мутизм элективный социофобический проявляется при обнаружении ребенком собственной речевой и интеллектуальной несостоятельности, либо он возникает у конституционно сверхчувствительных детей, плохо переносящих новую обстановку или непривычное окружение.
  • Элективный истерический мутизм основан на неосознанном стремлении добиться привлечения к себе внимания и скорейшего выполнения своих капризов и желаний, на желании освободиться от чрезмерно-тяжелых психических нагрузок.
  • Элективный депрессивный мутизм выражается снижением витального тонуса, заторможенностью сфер: моторной и идеаторной.
  • Механизмы элективного мутизма могут быть смешанными и иметь разную классификацию: постоянную, ситуационную, элективную и тотальную с транзиторной или континуальной длительностью.

    Элективный мутизм констатируют в случае отсутствия речевого контакта в воспитательно-образовательных учреждениях в целом, либо только в помещении класса. Ребенок может не разговаривать со всеми или только с определенными учителями или детьми. Проверяют знания в таких случаях только письменно. Вместо вербального контакта дети применяют пантомимику и мимику, или могут замирать при определенных людях, «опускать» глаза и голову, втягивать ее в плечи, препятствовать физическому контакту. Часто мутизм распространяется только на родственников.

    Если сравнивать с ранним детским аутизмом, при котором отсутствует речевой контакт с окружающими, элективный мутизм характерен нарушением речевой коммуникации после нормального речевого общения. Его характер будет избирательный, связанный с определенным лицом, помещением или ситуаций. При элективном мутизме будут отсутствовать симптомы, типичные для аутизма: стереотипия с играми и нелепыми сверхценными увлечениями, тотальными нарушениями поведения на фоне вычурных страхов, мимики и моторики с учетом к этому глубокой интровертированности и дисгармоничного психического развития.

    Акинетический мутизм проявляется нарушениямиречевых и двигательных функций. Ребенок не будет разговаривать и отвечать на вопросы, вступать в контакт с окружающими при полном сознании. Это называют «бодрствующей комой». При этом он будет неподвижно лежать с открытыми глазами, устремленными в одну точку, но взгляд будет фиксироваться на предметах, что движутся. При резких раздражителях (болевых, световых или звуковых) произойдет ответная двигательная реакция. Этот вид мутизма возникает при поражении оральных отделов ствола мозга и лимбико-ретикулярной системы в активизирующих отделах. Причиной становятся черепно-мозговые травмы и опухолевый, воспалительный или сосудистый процессы.

    Тотальный мутизм констатируют при полном молчанииребенка в любой обстановке, со всеми окружающими его людьми. Причиной являются шизофрения и органические заболевания мозга головы. Часто проявляется при кататоническом синдроме и развивается в виде реактивного состояния в связи с аффективно-шоковой реакцией и истерическими состояниями.

    Выделяют элективный симбиотический мутизм с наличием симбиотической связи ребенка и определенного человека, и с подчиненно-манипулятивными отношениями ребенка с другими участниками социального окружения.

    При речевом фобическом элективном мутизме ребенок боится услышать свой голос, что характеризуется ритуальным поведением. При реактивном элективном мутизме ребенок погружается в себя по причине реактивной депрессии. При использовании немоты, как психологическое оружие, развивается элективный пассивно-агрессивный мутизм.

    Диагностика детского мутизма

    Дифференциальную углубленную диагностику выполняют логопеды, педиатры, неврологи и психологи, психотерапевты, окулисты, отоларингологи и нейропсихологии, сурдологи и нейрохирурги. Проводят и исследуют: краниографию, ЭКГ, рентгенографию (скопию) органов грудной клетки, МРТ, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ.

    Лечение мутизма

    Если у ребенка выявлен мутизм, лечение назначают амбулаторное, кроме случаев, требующих лабораторно-инструментальных исследований и наблюдения в психиатрическом стационаре. Здесь выявляют специфические различия между текущим органическим или эндогенным заболеванием и элективным мутизмом. Также отличают детей с наличием глубокой школьной дезадаптации. Им предоставляют щадящее обучение в полустационаре психиатрической больницы.

    Лечением мутизма занимается психолог или психотерапевт с использованием сказок и игр, песочной и гипносуггестивной терапии для корректировки невроза, ставшего причиной патологии, исправления ситуации в семье и школе. Применяются поведенческие методики в группах. Предусмотрены поощрения ребенку при вступлении его в разговор. К лечению привлекают учителей и одноклассников после консультации педагогических психологов.

    При нарушениях артикуляции применяют речевую терапию, направленную на уменьшение смущения ребенка и обучение свободному общению с другими.

    Семейную терапию и тренинг навыков социальных включают в комплекс, который учит преодолевать проблемы социальных взаимоотношений. При наличии элективного мутизма и социальной фобии, используется для лечения СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина).

    Лечение мутизма проводят с помощью:

    • Психотерапии: семейной, индивидуальной, интегравитивной (суггестивно-бихевиоральной, когнитивно-аналитической), тренингов общения, иглотерапии, арт-терапии.
    • Медикаментов с учетом клинической картины и глубины социальной и школьной адаптации: транквилизаторов (Диазепама, Хлордиазепоксида, Оксазепама и маленьких доз Феназепама).
    • Ноотропов: Пирацетама, кислот: Гопантеновой, Ацетилминоянтарной и Аминофенилмасляной, Пиритинола, полипептидов и иного.
    • Тимоакналептиков: Сульпирида или Алимемазина.
    • Мягких нейролептиков противотревожного действия, например, Тиоридазина.
    • Антидепрессантов: Амитриптилина, Пирлиндола, Пипофезина, Мапротилина, Имипрамина, Кломипрамина.
    • Препараты и дозировки назначаются индивидуально каждому больному.

      Цель лечения

      Лечение выполняют для того, чтобы купировать депрессивные и невротические расстройства, улучшить межличностные контакты, исключить общие расстройства развития: шизофрению со специфическими расстройствами развития речи, элективный транзиторный мутизм, связанный с тревожным расстройством из-за страха разлуки маленьких детей с родителями.

      nevroz-psixoz.com

      Элективный мутизм

      Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

      Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

      У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

      Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

      Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

      В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

      Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

      Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

      Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

      Элективный мутизм, что это такое?

      Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

    • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
    • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
    • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
    • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.
    • Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

      Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

      Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

      Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

      Элективный мутизм у детей: коррекция

      Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

      Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

      Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

      Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

      Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

      У ребёнка мутизм: причины появления, признаки и лечение

      Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания. Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии. Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

      Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам. Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

      Что вызывает мутизм?

      Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» - молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

      неумения находить общий язык с окружающими;

    • неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.
    • У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

      В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

      Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

      Симптоматический комплекс

      Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями . Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

    • проблемы клинико-психиатрического характера . В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
    • комплекс речевых нарушений . Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
    • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.
    • Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

    • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
    • личность больного ребенка . Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.
    • Фотогалерея: дополнительные симптомы мутизма

      Специфика лечения мутизма у детей

      Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

      непосредственно терапевтическое вмешательство. На этом этапе прибегают к формированию у малышей навыков и стратегий социальной адаптации. Процесс осуществляется путем групповой и индивидуальной терапии, занятий с психологом (как самого ребенка, так и с его родителями). Терапевт прибегает к методам работы по устранению страха и фобий перед людьми, развивая социальную лабильность, что в дальнейшем позволит устанавливать социальные связи и вступать в ролевую среду;

    • работа родителей. Родителям необходимо так же участвовать в процессе социальной адаптации их ребенка и формирования у него желания говорить с окружающими. Это достигается путем поощрения речевых актов с другими людьми. Поощрения не обязательно должны быть материальными, зачастую это дополнительное оказание внимания и эмоциональное подкрепление, которое должно восприниматься ребенком как стимул;
    • работа окружающих. Если ребенок является членом школьного коллектива, то педагог и одноклассники ребенка получают определенные инструкции по особенностям взаимодействию с больным;
    • медикаментозное лечение. На самом деле данный этап не всегда необходим и к нему стараются особо не прибегать, однако, если терапия не оказывает должного результата, то врач назначает препаратную терапию. Здесь используют средства способствующие выработке серотонина - существуют данные о стопроцентной эффективности применения данных медикаментов.
    • Как преодолеть мутизм у детей

      Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

      Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

    • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
    • неврологические расстройства, свойственные некоторым психическим заболеваниям (истерия, шизофрения);
    • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
    • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).
    • Избирательный

      Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

      Элективный

      Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

      Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

      Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


      Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

      Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

      У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

      Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

    • молчаливость;
    • склонность к изоляции от окружающих;
    • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
    • тревога при обращении к нему лично;
    • задержка умственного развития;
    • нарушения или дефекты речевого развития;
    • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

    • Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:

    • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
    • погружённость « в себя»;
    • отсутствие потребности в общении;
    • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).
    • Истерический

      Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

      Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

      Сурдомутизм

      Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

      Акинетический

      Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

      Апаллический

      Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

      Для всех видов мутизма характерны симптомы:

    • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
    • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
    • сохранение эмоциональной окраски;
    • сохранение активных двигательных функций;
    • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.
    • Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

      Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

      Психотерапия

      Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

      Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

      Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

      Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).

      Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

      Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

      Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

      Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, неврозы, навязчивые состояния, психические расстройства).

      Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

      В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

      Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

      Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

      • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
      • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
      • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
      • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
      • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
      • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
      • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

      Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

      Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

      Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

      Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

      • сопутствующие психопатологические отклонения;
      • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
      • обстоятельства окружающей среды;
      • стрессовые факторы;
      • генетическая предрасположенность;
      • социальная сфера внутри семьи.

      В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

      Лечение элективного мутизма у детей

      Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

      Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

      В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

      Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

      Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

      Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.