Бригитта шведская молитвы. Молитва святой бригитты шведской

23 июля
В Европе: Праздник св. Бригитты, Сопокровительницы Европы

«После Библии, самым драгоценным вашим чтением должны быть Жития Святых»
Св. Бригитта


Бригитта (или Биргитта) родилась ок. 1303 г. в замке Финстад под Упсалой в Швеции. Её семья состояла в родстве со швед­ской королевской династией, и была очень религиозной. Отец еженедельно приступал к таинству покаяния и Святой Евха­ристии. Совершил также паломничество в Испанию, к могиле св. Якова Компостельского.

Согласно жизнеописаниям, Бригитту с детства сопровождали знамения особенной любви Христовой. В 7-летнем возрасте ей явилась Пресвятая Дева Мария и возложила ей на голову таинственный венец. Когда ей было 10 лет, ей явился Хри­стос на кресте. При виде страданий Господа Бригитта воскликнула: «О, мой любимый Господь, кто это Тебе сде­лал? Я ни­чего не хочу, только любить Тебя!».

В 12 лет Бригитта потеряла мать. Отец пожертвовал на заупокойные службы 200 марок, что было тогда целым состояние­м. Бригитту он отправил на воспитание к тётке, в замок Аспанас. Суровый образ жизни, который царил в этом замке, со­ответствовал рас­по­ло­же­нию Бригитты, которая желала целиком принадлежать Христу.

В 14 лет Бригитта против своей воли была выдана замуж за 19-летнего Ульфа Гот­марс­со­на, сына губернатора Вастергот­ланда, и переселилась в замок мужа. Горькими сле­за­ми оплакивая свою девственность, она, однако, сумела принять за­мужество, как Божью волю , и счастливо прожила с мужем, который оказался добрым человеком, 28 лет (1316-1344). Замок Бригитты относился к самым блистательным в стране, там всегда толпились гости. Бригитта тщательно заботилась о том, чтобы каждому, пе­ре­с­ту­пив­ше­му её порог, было здесь хорошо. Она образцово управляла своим домом и обширным хозяй­ством, заботилась о слугах и молилась вместе с ними. При этом не допускала никакого разгула и распущенности.

С особой преданностью Бригитта относилась к своему мужу, оказывая ему приязнь и подлинно материнскую опеку. Роди­ла ему четверых сыновей и четверых дочерей: Марту (1319), Карла (1321), Биргера (1323), Бенедикта (1326), Гутмара (1327), св. Екатерину (1330), Ингеборге (1332) и Цецилию (1334). Для воспитания своих детей приглашала педагогов соот­ветствующего образования и глубокой веры. У каждого ребёнка был свой характер. От матери требовалась большая муд­рость, чтобы, уважая их личные особенности, не допустить порчи характера, тем более, что муж часто отсутствовал, занят­ый общественными делами. Но и среди столь многочисленных обязанностей и занятий Бригитта не пренебрегала забот­ой о собственной душе. Её духовником был учёный вицеприор цистерцианцев о. Пётр Олафссон. По просьбе Бригитты один из каноников кафедрального собора, Матфий, перевёл Священное писание на шведский язык, чтобы она могла его внимательно читать. Он же по её просьбе составил комментарии к Священному Писанию.

В 1332 г, Бригитта была приглашена ко двору короля Магнуса II в качестве статс-дамы, и вскоре приобрела на короля зна­чительное влияние. Пользуясь этим влиянием, как и собственными средствами, она щедро одаривала храмы, монастыри, и помогала бедным. В 1339 г. Бригитта потеряла малолетнего сына. Чтобы испросить благословения Божия для своей се­мьи, совершила паломничество к могиле св. Олафа (+1030). Семейной традицией были паломничества в Компостелу, и Бригитта вместе с мужем, также отправились на могилу св. Апостола Иакова (1342). Паломничество длилось год. Их со­провождал исповедник, цистерцианец Свенунг, который позднее описал всё путешествие. Вернувшись из паломничества, супруги принесли обеты полного целомудрия, и Ульф удалился в цистерцианский монастырь в Альвастре, где и скончался в феврале 1344 г. Бригитта была теперь вольна собой распоряжаться.

Она постановила полностью посвятить себя служению Богу и исполнению добрых дел. Многие часы посвящала молитве. Множила акты умерщвления и покаяния. Была щедра для Церкви и для бедных. Дом её был всегда открыт для нуждаю­щихся. Вдохновляемая сверхъестественными откровениями, писала послания к властителям мира сего, предостерегая их от имени Господа Бога. Королю Швеции и ордену крестоносцев предсказала кары Божии, которые вскоре и последовали. В 1352 г. призвала Папу Иннокентия VI вернуться в Рим. Такой же призыв от имени Христа она адресовала его преемни­ку, бл. Урбану V, который в 1367 г. действительно фактически вернулся в Рим. Когда же Папа, измученный римскими раздорами, вернулся в Авиньон, она предсказала ему скорую смерть, как вскоре и случилось (+1370). Не менее горячо она старалась о возвращении в Рим Папы Григория XI.

При поддержке короля, который пожертвовал для этой цели владения в Вадстене, и с согласия Апостольского Престола, Бригитта основала новую монашескую семью Святейшего Спасителя, членов которой часто называют «бригитками». Её дочь, св. Екатерина, в 1374 г. стала первой настоятельницей нового ордена. В 1349 г. Бригитта через Поморье, Германию, Австрию и Швейцарию совершила путешествие в Рим, чтобы получить отпуст по случаю юбилейного 1350 года. Следова­ло также получить утверждение устава своего ордена. Свободное время проводила, посещая римские церкви. Основала в Риме монастырь своего ордена.

Пользуясь своим пребыванием в Италии, она вместе с дочерью обошла всю страну, посещая пешком все важнейшие то­гдашние санктуарии: св. Франциска в Ассизи, св. Антония в Падуе, св. Доминика Гусмана в Болонье, св. Фомы Аквинско­го в Ортоне, св. Варфоломея в Беневенто, св. Матфия в Салерно, св. Апостола Андрея в Амальфи, св. Николая в Бари и св. Михаила Архангела на Монте-Гаргано. В Рим она вернулась только в 1363 г. В 1372 г. отправилась в паломничество на Святую Землю. Был ей тогда 70 лет. Вернувшись в Рим с исчерпанными силами, она скончалась 23 июля 1372 г., в день, который предсказала. В её погребении участвовали толпы верных. Это была подлинная манифестация великого почтения, которое оказывал ей Рим. Хроники сообщают, что по случаю погребения св. Бригитты множество больных обрело исцеле­ние. Её тело было через Корсику, Штирию, Моравию и Польшу доставлено в Швецию и помещено в Вадстене, в основан­ном ею монастыре.

Благодаря стараниям дочери, св. Екатерины, св. Бригитта была канонизирована уже в 1391 г. В 1489 г. мощи матери и до­чери, т. е. свв. Бригитты и Екатерины, поместили в общей драгоценной урне. Когда же Швеция перешла в протестантизм (1595), эти реликвии были безвозвратно утрачены.

После св. Бригитты осталась книга «Откровений», которую знала вся Европа и которая многократно переписывалась. В этой книге св. Бригитта записала предсказания, относящиеся к Церкви, Папам, живущим в её время, к судьбе государств и тогдашних правителей, а также к будущему многих иных лиц. Она была убеждена, что записывает то, что ей диктует Хри­стос. Призывала к исправлению нравов, грозила карами Божьими. У этой книги было много противников среди бого­словов. Несмотря на апробацию Григория XI и Урбана VI, писания св. Бригитты подвергались атакам и дискутировались даже на Констанцском (1414-1418) и Базельском (1431) соборах .

Бригитта, как бы предчувствуя, сколько разногласий вызовет её книга, дала её прежде публикации для проверки богосло­вам. Окончательную апробацию писаниям св. Бригитты Церковь вынесла в акте её канонизации.

1 октября 1999 г . Иоанн Павел II в послании motu proprio провозгласил св. Бригитту, вместе со св. Екатериной Сиенской и св. Терезой Бенедиктой от Креста, сопокровительницей Европы. Св. Бригитта является также покровительницей Швеции, паломников и доброй смерти.

В иконографии св. Бригитта изображается в тёмно-вишнёвом хабите с красным головным покрывалом, поверх которого по­мещён венец в виде крестообразной накладки из белого полотна с пятью красными знаками, символизирующими пять ран Иисуса Христа. Иногда - сидя­щей перед пюпитром и записывающей свои откровения. Её атрибуты: геральдический лев, корона; книга, которую она пи­шет; птичье перо, капюшон пилигрима, сердце и крест.

Святая Бригитта жила на рубеже V-VI вв. и была родом из знатной ирландской семьи. Еще в самом раннем возрасте она проявила удивительное стремление к добродетели. Когда родители девушки пожелали выдать ее замуж, она предпочла единственного желанного ей Жениха, Господа нашего Иисуса Христа. По просьбе св. Бригиты епископ Мак Калле возложил на нее белоснежные монашеские одежды.

Ведя подвижнический образ жизни, святая Бригита отличалась удивительным нищелюбием и безграничным гостеприимством. К щедрости и великодушию святой прибегало множество людей, от нищих прокаженных до выдающихся иерархов Церкви. Святая Бригита совершила множество исцелений и других удивительных чудес. По преданию, святая однажды трудилась под проливным дождем и промокла до нитки. Вернувшись домой, она повесила свои одежды сушиться на солнечный луч, приняв его от усталости за ветку дерева. И одежды св. Бригиты повисли на луче, как будто он действительно был древесной ветвью.

Согласно преданию, святой Патрикий питал к Бригите особенное благоволение и называл ее самой любимой своей ученицей. Она основала монашескую общину, которая стала быстро расти благодаря славе святой настоятельницы. Там же рос огромный дуб, поэтому обитель получила название Келл-Дара (совр. Килдар), что по-ирландски означает Церковь Дуба. Еще при жизни святой Бригиты в монастыре была основана епископская кафедра, на которую был возведен праведный старец Конлет.

Последователи святой Бригиты основали обители по всей Ирландии. Чтобы посещать новые монастыри, ей пришлось много путешествовать, причем появление святой всегда сопровождалось чудесами. Знамением креста она изгоняла бесов, исцеляла болезни, обращала грешников. Ее присутствие внушало людям любовь к Богу. Все знаменитости того времени знали и уважали святую Бригиту.

Предсказав день своей кончины, она преставилась в мире 1 февраля. Кончина святой относится к двадцатым годам VI столетия . Святая Бригита почитается, наряду со святым Патрикием, как покровительница Ирландии. После Богородицы, именно к ней чаще всего обращаются с молитвой жители этих земель. В средние века ее почитание распространилось по всей Европе .

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод
- издательство Сретенского монастыря

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

В древних ирландских летописях указано, что св. Бригита скончалась в 524 или 526 г. Сохранились жития святой, написанные на латыни и на ирландском языке, однако самые ранние из них были созданы более чем через сто лет после ее кончины и не во всем согласуются между собой. Поскольку в житиях содержится не много достоверных сведений о св. Бригите, некоторые сомневались в ее историческом существовании.

Глава св. Бригиты хранится в приходской церкви в Лумиаре близ Лиссабона (Португалия), куда святыню, по преданию, принесли в XIII в. три рыцаря из Ирландии.

Бригитта (Брайд) Кильдарская

Св. Бриги́тта Ирландская (451 или ок. 453, Фогарт, Ирландия - 1 февраля 525 (или 523), Килдэр, Ирландия) - (Brigita, Brigida, Brigit, Bridget) - католическая и православная святая, покровительница Ирландии. В православной традиции - преподобная Бригит­та, игуменья Киль­дар­ская, царевна Ир­ландская.

Самая почитаемая из ирландских святых, которую вместе со св. Патриком называли “столпами Ирландии”. Она родилась в середине 5 века в Фогарте; отца звали Дубтак, мать - Брокка, рано стала монахиней, основала монастырь в Кильдаре (“кил” - “церковь”, “дара” - “дуб”). Её почитали за милосердие и щедрость к беднякам, рассказывая, что ещё в детстве она раздала нищим все масло, которое несла домой, - для крестьян это было чудо более невероятное, чем бегающие горы. Однажды Бригитта целую ночь проговорила со слепой монахиней Дарой о любви к Иисусу Христу и радостях вечной жизни, а на заре Бригитта помолилась и Дара прозрела. Посмотрев на восход, монахиня попросила Бригитту закрыть ей глаза, чтобы земная красота не мешала ей видеть Бога. И Бригитта выполнила эту просьбу. Бригитту считали епископом, сохранились даже гимны, где ее называют “Богородицей Ирландии”, матерью Всевышнего; видимо, так отразилось своеобразие недавних язычников. Curtain Alice. St Brigid of Ireland. 1933; O’Briain. St Brigid, her Legend, History and Cult. 1938.

В наиболее популярном предании говорится о том, что она была акушеркой у Святой Марии, таким образом, она всегда помогала женщинам при родах. В другой истории сказано о том, что она была дочерью Друида, и предсказала становление Христианства, затем ее крестил Святой Патрик. Позже она стала монахиней, а затем и аббатисой, которая основала аббатство в Килдере.

Фактически в Ирландии у Бригид вседа была своя Святыня. Святыня, в которой девятнадцать жриц-девственниц поддерживали огонь постоянно и назывались Дочерьми Огня. Ни один мужчина не мог и близко подойти к святыне или к жрицам - даже еду и другие припасы с ближайшей деревни им приносили женщины. Когда католики оккупировали Ирландию, святыня стала женским монастырем, а жрицы монахинями, но традиции были сохранены.

Но в 1220 г. Епископ Ирландии возмутился столь странному аббатству и потребовал, чтобы в аббатстве были также мужчины и аббат - мужчина. Монахинь должны были подвергнуть осмотру. Когда монахини не подчинились, их объявили язычницами, монастырь закрыли, а Святая Бригита была на какое-то время деканонизирована.

Сейчас она почитаема не меньше, чем св.Патрик.

Истории об удивительных свойствах пламени Бригид - говорили, что оно было освящено божественной благодатью, количество пепла от сожженного дерева никогда не увеличивалось, даже при том условии, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Обычно девятнадцать монахинь присматривали за пламенем в течение всей жизни Бригид, начиная с ее смерти, каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила:

“Бригид, храни свой огонь. Это - твоя ночь.”

Утром дрова находили сожженными и огонь продолжал гореть.

В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид (этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме "Добыча Аннуна", дыхание которых согревало волшебный котел Подземного мира). Богиня Солнца, покровительница Вечного Огня призывается в красивой инвокации, известной как "Стрела Бригид":

"Святейшая Бригид,

Превосходная Женщина,

Яркая Стрела, Внезапное Пламя;

Пусть твое яркое пламенное Солнце

унесет нас к твоему вечному королевству"

На сегодняшний момент существует большое количество исключительно женских Орденов, посвященных сохранению пламени Бригид, посредством 20-ти дневных циклов. В одном из таких орденов имею честь состоять и я. Во время подобных "служений" происходят довольно интересные опыты, укрепляется связь с ирландской богиней, служительницы часто получают духовные дары от самой Бриг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.